В Армении 19 июня объявлено «днем тишины» перед досрочными парламентским выборами, которые пройдут в воскресенье. Несмотря на внешнюю угрозу, предвыборная гонка получилась одной из самых жестких в истории страны — политики открыто называли друг друга предателями, вызывали на дуэль и обещали оппонентам «запихнуть язык в одно место». Что ожидать от выборов и как они превратились в демонстрацию лояльности лично Владимиру Путину – в материале «МБХ медиа».
Почти тридцать партий и Наталья Ротенберг
О внеочередных парламентских выборах в Армении было объявлено весной, хотя оппозиция требовала их проведения с момента завершения войны в Арцахе (армянский топоним Нагорного Карабаха. – «МБХ медиа»). 25 апреля премьер-министр Никол Пашинян, согласно Конституции, подал в отставку, и теперь руководит страной в статусе и.о.
Отставка в День гражданина: как Никол Пашинян готовится к выборам в Армении
Премьер-министр Армении Никол Пашинян выполнил свое обещание,...
Предстоящие выборы станут самыми представительными в новейшей армянской истории. На 132 мандата претендуют члены около тридцати (!) партий и блоков. Такое количество кандидатов — еще один показатель поляризации общества после событий прошлой осени и долгого политического кризиса.
Среди участников и много неожиданных фигур. Пожалуй, главная из них – Наталья Ротенберг, бывшая жена «хозяина дворца Путина» Аркадия Ротенберга, которая сейчас замужем за бизнесменом Тиграном Арзаканцяном. Она помогает работе его Демократической партии, но в списках не числится из-за требований законодательства. Зато супруги с удовольствием ходят вместе на интервью, где беседуют про джаз и коньяк и открывают бесплатные детские центры.
Бывшие и нынешние
Несмотря на обилие различных сил, в том числе прозападных, новые выборы довольно быстро превратились в борьбу Пашиняна и трех других политиков, руководивших Арменией в постсоветский период – Роберта Кочаряна (блок «Армения»), Сержа Саргсяна (блок «Честь имею») и Левона Тер-Петросяна (блок «Армянский национальный конгресс»). Все они идут на выборы отдельно, несмотря на предложение Тер-Петросяна на время забыть разногласия, объединиться и таким образом сместить премьера. Распыление голосов оппозиции, безусловно, сыграет на руку действующей власти. Но показательно, что даже в кризисной ситуации, когда на кону стоит суверенитет страны, «бывшие» не стали переступать через свои принципы, предпочтя борьбу за власть поодиночке.
Сама предвыборная борьба и программы кандидатов утонули в потоке громких обвинений, прямых угроз и грязи, которыми оппоненты бесконечным потоком обливают друг друга. Все это происходит на фоне нового витка конфликта с Азербайджаном из-за демаркации границ и заявлений властей Турции о договоренностях с Россией по созданию Зангезурского коридора через территорию Армении, которое в стране рассматривают как явное посягательство на суверенитет.
Если 76-летний Тер-Петросян хотя бы старается быть корректным, то для трех остальных сил каких-либо границ в этом плане не существует. Все они по кругу обвиняют друг друга в предательстве и сдаче территорий Азербайджану, приводя собственные аргументы. Пашинян к тому же любит вспоминать, как при «бывших» процветали коррупция и политические расправы.
Среди других сил, которые вели активную предвыборную кампанию — прозападный «Национально-демократический полюс», выступающая с критикой российской власти партия «Республика», а также представленные в нынешнем парламенте «Процветающая Армения» лояльного Москве олигарха Гагика Царукяна и «Просвещенная Армения» — один из редких блоков, призывающий бывшие и нынешние власти не сеять вражду.
Саргсян vs Пашинян
Серж Саргсян на днях предложил Пашиняну обменять удерживаемых в Баку армянских пленных на своего сына (он также участвовал в осенней войне. – «МБХ медиа»), употребив уменьшительно-ласкательное «Ашотик». В ответ и.о. премьера назвал его «отвергнутым полутораметровым выскочкой» и пригрозил «засунуть его язык в одно место». Сам Ашот Пашинян выразил готовность полететь в Баку, однако азербайджанские власти на это не отреагировали.
Пашинян также заявил, что экс-президент Саргсян был завсегдатаем казино в Монте-Карло, где проигрывал крупные суммы. Тот в ответ опубликовал аудиозапись закрытой встречи, на которой Пашинян признается своим сторонникам, что в 2018 году Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев предлагали ему отодвинуть войска из Нагорного Карабаха и прилегающих районов, без определения статуса самого Карабаха. Пашинян тогда отказался от предложения и решил, что должен «соскочить с переговоров», даже если для этого ему придется прикинуться «сумасшедшим и неадекватным». По мнению Саргсяна, поведение премьера и его несговорчивость привели к войне. Правда, запись вряд ли ударила по рейтингу Пашиняна, поскольку доказала, что тот пытался сохранить земли даже под давлением.
Пашинян vs Кочарян
Вражда с Робертом Кочаряном у Пашиняна длится еще дольше. Во время президентства первого в конце 90-х газеты, которыми руководил нынешний премьер, пытались закрыть, а сам он был частым гостем ереванских судов. В 2018-м уже сам Кочарян стал фигурантом уголовных дел (среди них – расстрел сторонников Тер-Петросяна и Пашиняна 1 марта 2008 года. – «МБХ медиа»), однако дело в отношение него недавно было закрыто.
Именно последние неудачи Пашиняна открыли для Кочаряна новый путь в политику. Экс-президент — главный оппонент власти на выборах, а одно из его преимуществ — безграничные финансовые возможности и обширные связи в Москве, которые Кочарян использует в предвыборной борьбе. Похвалу его деятельности часто можно найти и в популярных российских телеграм-каналах, интервью с ним несколько месяцев назад для Первого канала записывал Владимир Познер.
В начале июня Пашинян вызвал Кочаряна на дебаты в прямом эфире, но последний от предложения отказался. «Очень легко петушиться, строить из себя мужика, сидя в закрытых помещениях. Придешь, встанем лицом к лицу и поговорим», — предлагал Пашинян.
Однако Кочарян отказался, вместо этого предложив своему оппоненту дуэль с любым оружием.
Тень Путина
Другая важная составляющая предвыборной кампании – тень даже не России, а лично Владимира Путина. Практически все ведущие политические силы заявляют о лояльности российскому лидеру. При этом в обществе на фоне заявлений Путина о принадлежности Карабаха Азербайджану, работе российско-турецкого центра для контроля за прекращением огня в Арцахе и затягиванием вопроса с возвращением пленных (это один из пунктов договора о прекращении огня, стороной которого была Россия. – «МБХ медиа»), фигура российского лидера как главного союзника воспринимается уже не так однозначно.
Офис Роберта Кочаряна уже дважды с начала весны отрапортовал о «продолжительных телефонных разговорах» с Путиным. Сам экс-президент также всячески пытается подчеркнуть особые отношения с российским лидером.
Выпускник академии ФСБ, соратник Саргсяна и уже бывший сторонник Пашиняна Артур Ванецян первые дни предвыборной кампании и вовсе провел в Москве. В интервью Владимиру Соловьеву на вопрос «Чей Крым» он сказал։ «Крым наш». На уточняющий вопрос экс-глава СНБ Армении сказал, что имел ввиду, что Крым – российский.
Лояльность России демонстрирует и партия «Процветающая Армения», в которой обещают открыть в стране больше российских школ.
Об укреплении отношений с российской властью говорит и Никол Пашинян, однако в сложившейся ситуации, когда Россия выступает в роли миротворца, у него не так много возможностей для маневра.
«День тишины»
Последние часы перед «днем тишины» получились бурными. 17 и 18 июня Пашинян и Кочарян поочередно провели большие митинги на площади Республики в Ереване. Сторонники обоих обвинили друг друга в задействовании административного ресурса для увеличения количества участников акций. По данным издания Civil.am, один из нескольких десятков автобусов, на которых перевозили людей на акцию Кочаряна из Арцаха, разбился, пять человек были доставлены в больницу.
За несколько часов до акции был задержан директор медицинского центра Измирлян, сторонник Кочаряна Армен Чарчян. В телеграм-канале «Баграмян-26» появилась запись, на которой тот требовал от подчиненных голосовать против действующей власти, угрожая в обратном случае «жесткими мерами».
На фоне яростного конфликта между Пашиняном и Кочаряном, которая давно перекочевала из политической плоскости в личную, некоторые силы опасаются возможных столкновений и кровопролития после завершения выборов. К сожалению, пока стороны не делают шагов для снижения накала противостояния, даже несмотря на наличие внешнего врага, который открыто заявляет о претензиях на суверенную территорию страны.