В Музее архитектуры в Москве открылась выставка в честь пятилетия проекта «Последний адрес». Она продлится до середины декабря. На открытие пришли писатель Лев Рубинштейн, главный редактор образовательного проекта «Arzamas» Филипп Дзядко, литературный критик Анна Наринская.
Проект «Последний адрес» — гражданская инициатива по увековечиванию памяти людей, политически репрессированных в СССР. Волонтеры проекта устанавливают на домах, где жили репрессированные, памятные таблички.
Выставка занимает небольшое помещение, в одном его углу воссозданы элементы советской квартиры, на экране старого телевизора показывают кадры, снятые в российских деревнях. Рядом на белую стену проецируются простые черно-белые фотографии репрессированных и их имена. Развешаны тексты Сергея Пархоменко и Анны Наринской о том, почему о политическом терроре необходимо помнить.
О этом же говорит и архитектор Евгений Асс, участвовавший в организации выставки.
«Эта выставка — обращение к людям, которые живут сегодня и которые неравнодушны к тому, что было тогда. Потому что тех людей мы уже не вернем, но мы можем разбудить в себе нормальные чувства и понимание того, как надо жить. Тот опыт — это трагический урок для нас, не осмыслив который, мы не можем создать нормальное общество», — сказал он «МБХ медиа».
Асс видит сходство в нынешнем и тогдашнем политических режимах.
«Важно, чтобы ужасы политических репрессий были поняты живущими сейчас. К сожалению, в сегодняшней России есть параллели со временем политических репрессий. Это пока не так драматично, как тогда, но ужасно то, что вокруг нас есть атмосфера недобра», — считает архитектор.
Словно в подтверждение его слов на небольшом телевизоре выводятся высказывания людей, с которыми сталкиваются волонтеры «Последнего адреса», когда вешают памятные таблички на дома, где жили репрессированные: «Кто эти таблички читает? Их никто не читает», «Если бы какой-нибудь известный человек, а тут — никому не известный», «Мы — патриоты и не хотим, чтобы наши дети думали о стране плохо».
Организатор «Последнего адреса» журналист Сергей Пархоменко считает, что по теме репрессий нет общественного согласия потому, что эту повестку должно продвигать государство — а оно этим заниматься не хочет.
«Конечно, государство не вполне свободно от идеалов тех, кто занимался репрессиями. Оно не считает себя виновным и не собирается брать на себя ответственность за репрессии. Оно готово на уровне внешних признаков демонстрировать свою вовлеченность и сопереживание: «Вот, мы вам памятник поставили», «Музей мы вам открыли». Но всерьез извиняться за массовые убийства, обсуждать это на федеральных каналах, добиваться общественного согласия государство не хочет», — сказал Пархоменко.
Оформлением выставки занимались архитекторы Надя Корбут и Кирилл Асс. Они нарочно отказались от излишних в данном случае дизайнерских решений.
«Мы участвовали в выставке не как архитекторы, а как обычные люди, которым важна эта тема. Мы принципиально не пользовались никакими архитектурными приемами. Архитектура тут вообще не при чем. Нам важно было отразить тот материал, который подготовили организаторы выставки, и сделать упор именно на содержание».