Журналисты программы Nieuwsuur нидерландского телеканала NOS утверждают, что получили доступ к записям нескольких тысяч телефонных разговоров, которые проливают свет на крушение малазийского Boeing777 в Донецкой области в 2014 году. В них фигурируют четверо обвиняемых по этому делу, среди которых предположительно бывший офицер ГРУ Сергей Дубинский и экс-министр обороны ДНР Игорь Гиркин. «МБХ медиа» выделил главное из новых материалов.
Крушение Boeing777 компании Malaysian Air, выполнявшего рейс Амстердам – Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года в небе над Донецкой областью. Его жертвами стали 298 человек. Катастрофа рейса MH17 стала крупнейшей по количеству погибших на постсоветском пространстве. Согласно данным Объединенной следственной группы (JIT), самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом «Бук», который власти ДНР получили с территории России, а после трагедии спешно вернули обратно. Российские власти отрицают причастность к катастрофе и заявляют, что самолет сбила украинская сторона. В деле есть четверо подозреваемых – бывший офицер ФСБ РФ и министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков), отставной генерал-майор ГРУ Сергей Дубинский (Хмурый), подполковник запаса ВДВ Олег Пулатов (все – граждане России), командир разведподразделения ГРУ ДНР Леонид Харченко (Крот), гражданин Украины. Судебный процесс над ними начался в Гааге в марте 2020 года. Интересы Пулатова представляют двое голландских адвокатов, процесс над остальными обвиняемыми проходит заочно.
«Бук» сразу приедет к тебе»
Nieuwsuur утверждает, что получил доступ к тысячам телефонных разговоров одного из подозреваемых по делу — бывшего офицера ГРУ России Сергея Дубинского, которого называет руководителем разведки ДНР. Согласно новым данным, Дубинский в течение нескольких часов не знал о сбитом «Боинге» и считал, что жертвой «Бука» стал самолет «Су-25» ВВС Украины. При этом пока опубликованы лишь несколько фрагментов бесед отставного военного.
В записях, которые получили журналисты, есть разговоры, предположительно, Дубинского с другими подозреваемыми по делу — Игорем Гиркиным, Олегом Пулатовым, Леонидом Харченко и несколькими неизвестными. За сутки до крушения «Боинга», предположительно, Пулатов и Дубинский обсуждают бои за село Мариновку. Пулатов просит у руководства «дальнобойную артиллерию и хорошее ПВО».
«Постараюсь, сегодня ночью если притянут «Бук-М», сразу приедет к тебе, потому что больше делать нам нечего, только на «Бук» надеяться», — отвечает Дубинский.
В следующем разговоре он говорит, что «Бук-М» на тягаче к Пулатову притянет «Крот» (позывной Леонида Харченко) и командует поставить его в районе населенного пункта Первомайское Донецкой области.
При этом ранее в своих показаниях, данных через адвокатов для суда в Гааге, Пулатов утверждал, что ничего не знал о ЗРК и ни с кем его не обсуждал. В интервью «Русской службе BBC» в 2019-м Дубинский также отрицал причастность к трагедии. «Любой человек, имеющий мало-мальское отношение к армии, вам скажет, что начальник контрразведки, отвечающий за транспортировку, а тем более боевое применение (установки «Бук». – «МБХ медиа») — это из области даже не фантастики. Это в (психбольницу. – «МБХ медиа») Кащенко» — говорил он.
«Все равно на нас свалят»
17 июля 2014 года, когда был сбит «Боинг», Харченко связался с Дубинским и рассказал, что армия ДНР сбила украинский самолет «Су-25», утверждает голландский телеканал. После того, как ему стало известно о падении «Боинга», Дубинский обсудил ситуацию с Пулатовым.
— Это «сушка» е…..а [сбила]. «Боинг» да? — спрашивает Дубинский
— Да, да.
— Вы это видели, наблюдали?
— Наблюдали с земли, я-то сам был в Мариновке.
После этого Дубинский связывается с Гиркиным и рассказывает эту версию ему.
— Не знаю, я честно говоря не очень в это верю, — отвечает Гиркин
— Все равно на нас свалят, что мы завалили.
Затем Дубинский вновь обсуждает происходящее с Пулатовым и Харченко. В частности, последний интересуется, стоит ли допускать к месту крушения миссию ОБСЕ. Оба собеседника Дубинского продолжают утверждать, что лайнер сбил украинский «Су» до того, как по нему попал «Бук».
Затем Дубинский обсуждает предположительную отправку «Бука» через подконтрольную ЛНР часть Луганской области на «ту территорию» (очевидно, имеется в виду территория РФ — «МБХ медиа»). Из-за несогласованности действий Гиркин и Дубинский ругаются и матерят друг друга, однако ЗРК все-таки транспортируют из ДНР в тот же день. Позже французское издание Paris Match опубликовало фотографии на которых, предположительно, ЗРК «Бук» движется из Краснодона в сторону российской границы. Москва отрицала причастность к инциденту.
В прокуратуре Нидерландов отказались комментировать утечку данных, пишет ТАСС. В ведомстве также отметили, что не имеют представления о том, каким образом журналисты получили доступ к беседам. Фигуранты дела пока не высказывались о появлении записей.
«Трагедия МН17: правда и ложь». Отрывок из книги Вадима Лукашевича про гибель «Боинга» в небе над Донбассом
Присоединение Крыма и гибель в небе над...
Суд в Гааге по делу Boeing 777 проходит по законам Нидерландов, поскольку большинство погибших были гражданами этой страны. Один из засекреченных свидетелей по делу, который якобы воевал на стороне ДНР, заявил, что рядом с ЗРК 17 июля находились сотрудники российских спецслужб. Обвинение также заявляло, что у него есть свидетели, непосредственно видевшие запуск ракеты. Следующее заседание по делу намечено на 15 апреля.