in

«Я сижу за всех, кто выходил на Трубную площадь»: как Михаила Светова арестовали за участие в митинге 16 июля

Светов и его адвокат Михаил Бирюков на оглашении решения суда. Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Пресненский районный суд Москвы 31 июля отправил члена Либертарианской партии Михаила Светова под арест на 30 суток за правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение правил проведения митинга), на митинге на Трубной площади 16 июля. Накануне Светов был задержан сотрудниками полиции на выходе из московской мэрии, сразу после неудачных переговоров об акции 3 августа.

 

«Меня задержали за принципиальную позицию»

Заседание должно было начаться в 10:00. К этому времени в просторном холле Пресненского суда уже собралось около 30 сторонников Светова и членов Либертарианской партии России. Со временем их становилось только больше.

Светова привезли только в 12:00. «Меня задержали за принципиальную позицию», — громко сказал Михаил, когда его вели к залу. Сторонники, которых на тот момент было уже около 40, встретили его аплодисментами, поэтому дальнейшие реплики члена ЛПР расслышать было очень сложно.


Такое поведение слушателей возмутило приставов: «Мы сейчас никого на заседание не пропустим». В ответ присутствующие начали говорить, что имеют на это право — процесс открытый.

Когда начали пускать в зал, угрозы приставов в каком-то смысле оправдались. Несмотря на то, что зал был достаточно просторный, лавок было мало: всего два ряда. Всего на них поместилось около десяти человек. Два места занимали Светов и его адвокат Михаил Бирюков, а большую часть остальных — журналисты.

В начале заседания адвокат заявил четыре ходатайства: дать возможность защите ознакомиться с материалами дела, допросить сотрудников полиции, которые задержали Светова, обеспечить ведение протокола судебного заседания и обеспечить участие в заседании стороны обвинения — прокурора. «Ожидайте», — сказала судья Ирина Зубова и удалилась для принятия решения по ходатайствам.

Светов сначала поговорил со своими сторонниками, узнал у них, что произошло за сутки его нахождения в СИЗО. Потом он повернулся к журналистам: «Меня задержали сразу после переговоров у мэрии и сказали, что нужно было соглашаться на Сахарова. Теперь сажают еще и за отказ от митингов, которые выгодны мэрии».

Скоро вышла судья Зубова. Ходатайства защиты она удовлетворила частично: дала 15 минут на ознакомление с материалами дела и разрешила допросить полицейских. Слушателей попросили покинуть зал.

Не прошло и обещанных 15 минут, как слушателей пустили в зал обратно. Судья в это время уже читала протокол: 16 мая на Трубной площади Михаил Светов в составе группы граждан скандировал лозунги «Допускай», «Это наш город», «Мы здесь власть» и другие.

«Вы вину признаете?» — спросила она у Светова.

«Вину не признаю. Я действовал в соответствии с 31 статьей Конституции. На Трубной площади я присутствовал мирно, без оружия, ни в каких столкновениях не участвовал. Меня схватили через две недели по наводке “Центра Э”, который мне прямо сказал, что надо было соглашаться на Сахарова. Задержание мотивировано не тем, что я присутствовал на Трубной площади, а моей политической позицией по отказу от сотрудничества с мэрией», — ответил Михаил.

Акция «За право на выбор» в поддержку независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы на Трубной площади. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото полицейских с угрозами

После этого начался допрос полицейских, которые задержали Светова. Первым к трибуне вышел командир отделения второго оперативного полка Александр Журавлев: «Светов участвовал в несогласованной акции 16 июля на Трубной площади. Нам эту информацию сообщили утром. Мы патрулировали по Новому Арбату и заметили гражданина Светова, приняли решение доставить в ОВД для дальнейших разбирательств». На вопрос о том, почему у задержанного отобрали телефон, полицейский ответил: «Не дали воспользоваться телефоном, потому что это было небезопасно для нас после акций 16 и 27 июля».

Следующим допросили командира отделения второго оперативного полка Александра Лиуцкого. Он рассказал почти то же самое, что и его коллега: утром им показали фотографию Михаила Светова, который совершил административное правонарушение, во время патрулирования Нового Арбата Лиуцкий и Журавлев увидели нарушителя и задержали.

«Кроме телефона ничего не изымалось. А пользование телефоном мы ограничили ради собственной безопасности. После митинга в соцсетях публикуют фото сотрудников, под ними появляются комментарии с угрозами. Мне лично угроз не поступало», — объяснил Лиуцкий.

Светов после этих слов полицейского подчеркнул, что телефон вырвали с силой. Только в отделении ему дали возможность позвонить, и то не со своего телефона.

Судья перешла к изучению материалов дела. Там информация об изъятии у Светова телефона и плеера при задержании, скриншот поста в соцсети члена ЛПР с Трубной площади, данные о мониторинге соцсетей, во время которой нашли аккаунт Михаила.

 

Политическое дело

Перед перерывом и вынесением решения судья дала возможность выступить адвокату Михаилу Бирюкову и самому Светову.

Первым выступил Бирюков, который заявил, что считает привлечение Светова к административной ответственности незаконным, и просит прекратить дело об административном правонарушении.

«Поводом для возбуждения производства стал рапорт лейтенанта отделения «И» ЦПЭ Гребенщикова. Он указал, что им был выявлен гражданин Светов на мероприятии 16 июля. Тогда кандидаты встречались с избирателями. Такие встречи не противоречат законодательству и не требуют согласования. Встреча носила мирный характер. Задержание через длительное время свидетельствует о том, что оно не связано с административным правонарушением. Светов единственный, который привлечен за акцию на Трубной площади 16 июля, хотя в ней участвовали тысячи», — сказал Бирюков.

Затем начал говорить Светов: «Это дело — месть за отказ выполнять требования мэрии и соглашаться на митинг, который ей выгоден. Это попытка запугать лично меня и людей, которые меня поддерживают. Все акции, которые я проводил, проходили без эксцессов. Я стараюсь действовать в рамках закона. Дело считаю политическим, потому что я единственный, кто привлекается по 16 июля».

Судья удалилась для принятия решения и сделала перерыв на полчаса. Слушатели, правда, не разошлись — побоялись снова пропустить начало заседания. Но в этот раз перерыв даже слегка затянулся.

Когда решение уже было готово, в зал пустили аккредитованных журналистов. «Россия будет свободной! Люстрации неизбежны!» — говорил перед камерами Светов. Пресс-секретарь суда перебила его и прекратила протокольную съемку.

 

Зашла судья Зубова и стала оглашать решение. В зале было тихо: только тихая речь судьи и редкие щелчки объектива фотоаппарата. Светов стоял, слегка опустив голову, и внимательно слушал.

Зубова решила, что «нет оснований сомневаться в рапортах полицейских, вина Светова доказана». Михаила арестовали на 30 суток.

Приставы сразу же начали выводить людей из зала, но член ЛПР все же успел сказать последние перед арестом слова: «Это первое дело за митинг 16 июля. Я буквально сейчас сижу за всех семь-десять тысяч человек, которые тогда выходили».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.