in

«За день до допроса маску сняли вместе с кожей»: что известно о подозреваемых в организации бунта в ИК-15

Пожар во время бунта в ИК-15, 10 апреля 2020 года. Фото: "Сибирь без пыток" / ТАСС

 

 

 

СК возбудил два уголовных дела о массовых беспорядках после бунта в ИК-15 в Ангарске. Силовики уже нашли подозреваемых в организации бунта — по версии следствия, одним из них стал отбывающий наказание за покушение на сотрудников полиции Хумайд Хайдаев. Сейчас он находится в статусе подозреваемого; его адвокат говорит, что Хайдаева пытали в СИЗО.

 

Следствие полагает, что основными организаторами бунта были 32-летний житель Иркутска Антон Обаленичев и 41-летний уроженец Чечни Хумайд Хайдаев. Обаленичев отбывал трехлетний срок за ограбление магазина в нетрезвом состоянии — в 2018 году его добычей стали 5100 рублей. На момент публикации текста «МБХ медиа» не удалось связаться с его адвокатом Оксаной Федоровой.

Хумайд Хайдаев был осужден в 2007 году на 13,1 лет колонии строгого режима — как следует из определения Верховного суда, в 2001 году он с подельником заложил два фугаса на дороге в неуказанном чеченском селе. Один фугас удалось обезвредить — его закладку увидел местный житель, который обратился к милиционерам. Второй фугас взорвался на пути следования милицейской машины — один из силовиков получил ранение ноги.

Хайдаева этапировали в Иркутскую область и поначалу обращались с ним нормально. Как рассказал «МБХ медиа» его брат Али Хайдаев, ближе к концу срока мужчину стали отправлять в ШИЗО: сначала в его тумбочке якобы нашли телефон, затем продлили наказание за «молитву в неположенном месте». Он должен был выйти через четыре месяца — до этого, по словам Али, его срок увеличили еще на восемь, и защита пыталась обжаловать это в суде. «С этого момента они что-то на него искали. Какой-то момент, чтобы не всплыло, что его незаконно продолжают держать», — рассказал Али Хайдаев.

В день бунта, 9 апреля, Али созванивался с братом — он говорил, что с ним все хорошо, «кто-то с лагеря договорился с начальством», и скоро его вернут из участка строгих условий содержания. Мужчина перезвонил в 4 утра по московскому времени (9 утра по местному — «МБХ медиа»), когда в колонию приехал спецназ. «Сказал, что половину осужденных избивать забрали. Осталось 200 человек и сейчас к ним зайдут», — вспоминает Али. После этого Хумайд на связь не выходил.

Адвокат Хусейн Галаев смог увидеть Хумайда Хайдаева только 16 апреля в иркутском СИЗО-1 — его лицо было полностью обезображено. Адвокат рассказал «Гражданской инициативе» и подтвердил «МБХ медиа», что тело Хайдаева было покрыто гематомами, сломаны пальцы. «По словам Хайдаева, в первый же день его приковали наручниками к батарее в камере. Лицо покрыли липкой маской, свободным оставался только кончик носа. Эта маска находилась на его лице четыре дня. За день до допроса маску сняли вместе с кожей», — сообщили «МБХ медиа» в «Гражданском содействии».

Хайдаев и его защитник отказались от дачи показаний, адвокат попросил оказать ему помощь. Сейчас мужчина находится в статусе подозреваемого, на следующей неделе ему должны были предъявить обвинение. Как рассказал «МБХ медиа» Галаев, с него взяли подписку о неразглашении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.