14 декабря суд в Экс-ан-Провансе признал российских болельщиков Павла Косова и Михаила Ивкина виновными в нападении на английского фаната во время беспорядков в Марселе на Евро-2016. Косова приговорили к 10 годам заключения, а Ивкина — к трем. «МБХ медиа» рассказывает, по какой причине Кремль отказался считать преследование фанатов «политическим», почему их задержали через полтора года после драки и какое отношение к делу имеет Эдгард Запашный.
Битва в порту
11 июня 2016 года сборная России стартовала на чемпионате Европы по футболу матчем против англичан. Встреча должна была пройти на стадионе «Оранж Велодром» в Марселе.
Накануне и в день игры вместо спорта весь мир обсуждал беспорядки, которые прошли в портовом городе с участием болельщиков из обеих стран. Англичане, которые считаются родоначальниками «футбольного хулиганства», прибыли во Францию на несколько дней раньше и успели устроить пьяные погромы в местных барах и подраться с полицией.
После того как в городе появились российские болельщики, между сторонами ожидаемо начались столкновения, в которых участвовали и местные фанаты футбола. Англичане имели явное численное преимущество (по разным данным — от 500 до 2 тысяч человек против нескольких сотен россиян), но были обращены в бегство. С городских улиц драки переместились на стадион. Французские правоохранители не могли остановить разбушевавшихся драчунов.
Через несколько дней прямо в фанатском автобусе были задержаны около 50 российских болельщиков, которых сразу же выслали из страны. Трое были приговорены к реальным срокам — Алексей Ерунов получил полтора года, Николай Морозов — год, Сергей Горбачев — год и три месяца. Все они к январю 2017 года были выдворены из Франции.
Неожиданное задержание
22 февраля 2018 года московский «Спартак» проводил в испанском Бильбао ответный матч 1/16 финала Лиги Европы с местным «Атлетиком». Поддержать команду в выездной игре среди десятка других фанатов отправились Михаил Ивкин и Павел Косов, ранее выезжавшие в Марсель. Московский клуб одержал победу, однако Ивкин и Косов этого не увидели. Обоих задержали в Мюнхене и экстрадировали во Францию.
Вероятно, они не знали, что объявлены в розыск. В конце 2017 года Россия вступила в международную конвенцию Совета Европы по единому подходу к системам безопасности при проведении спортивных мероприятий. После этого Интерпол передал во все страны информацию, что Ивкина и Косова необходимо задержать после пересечения российской границы.
Власти выдвинули им обвинения в нападении в Марселе на 51-летнего английского фаната Эндрю Бэйча, который после избиения впал в кому. Ивкин якобы швырнул в Бэйча стул, а Косов ударил кулаком. В избиении участвовал еще один человек, однако его личность на данный момент не установлена.
По данным «Новой газеты», в качестве доказательств их вины в суде предоставили видеозаписи инцидента, сделанные каналом Russia Today.
Прокурор запросил 5 лет тюрьмы для Ивкина (суд посчитал, что стул не нанес серьезных повреждений Бэйчу) и от 14 до 15 лет для Косова.
«Почему-то виноваты только русские»
Автор программы о футбольных фанатах «в Движе» (портал Sport24) Антон Дорофеев активно освещал дело российских фанатов. Он считает, что вся ответственность была переложена на российских болельщиков несправедливо, а для фанатов запросили слишком суровые сроки.
«В конфликте участвовали и британцы, и местные жители, но их почему-то никто виноватыми не считает, — сказал Дорофеев «МБХ медиа», — англичане еще до приезда наших устроили в Марселе помойку. Просто в их культурном коде написано, что можно быть клерком и семьянином дома, а потом поехать в чужую страну и стать животным. В нашем культурном коде значится, что если в тебя кинули бутылку, то не нужно ждать, пока прилетит вторая. Я видел запись, и могу сказать, что Косов не наносил сильного удара Бэйчу».
Адвокат Косова Алан Дюфло рассказывал «в Движе», что Бэйч получил травму не из-за удара, а после падения. «В деле написано, что Павел толкнул этого англичанина, у которого, к слову, в крови на тот момент было 1,99 промилле алкоголя», — говорил Дюфло.
Кремль отказывается считать дело политическим
Алан Дюфло также неоднократно называл преследование россиян политически мотивированным.
«В разрешении дела есть существенная политическая составляющая. Я говорю это со всей ясностью. Причина заключается в английских гражданах и английских политиках, для которых уголовное преследование любого российского гражданина — хорошая новость», — считает Дюфло.
Семья и адвокаты обвиняемых пытались привлечь к делу внимание российских властей. Помочь им пытался гендиректор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный, который планировал передать материалы дела президенту Владимиру Путину и попросить помочь болельщикам, однако не смог сделать это из-за коронавируса.
В июне 2016 года президент России уже говорил о беспорядках. Тогда он оказался удивлен тем, что «200 болельщиков из РФ «отметелили» тысячи англичан».
«По-моему, меньше внимания уже на футбол обращают, чем на драки болельщиков. Очень печально. И я сожалею об этом. Ответственность за содеянное должна быть максимально персонифицирована, и отношение к нарушителям должно быть одинаковым», — заявил глава государства.
В июле пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не считают дело фанатов политическим, а МИД всячески старается им помочь.
«Граждане были задержаны во время футбольных беспорядков, они обвиняются в противоправных действиях. Совершенно очевидно, это не имеет отношения к политике. Они же приехали как фанаты. Все события зафиксированы на камеры», — сказал Песков.
«Мы около года стучали во все колокола, чтобы получить реакцию от властей и услышали такой ответ Пескова. Рад, что Эдгард Запашный откликнулся и старается помочь парням. Конечно, если бы задержали какого-нибудь шпиона или олигарха, то их бы уже вытащили», — считает Дорофеев.
Президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александр Шпрыгин рассказывал «Медузе», что после инцидента в Марселе российские власти стали жестче относится к фанатам. Возможно, именно в этом кроется причина подобной позиции Кремля. Кстати, в июне 2016 года Шпрыгин также был задержан во Франции и выдворен из страны.
«От нескольких источников слышал, что после Евро-2016 на Совбезе Виталий Мутко (на тот момент министра спорта РФ. – «МБХ медиа»), грубо говоря, был отчитан. Фанатизм [фанатское движение] сам себе нагадил. Мутко уже был не готов и не хотел использовать свои влияние и возможности для того, чтобы опекать футбольных фанатов; разочаровался», — рассказывал Шпрыгин.
Приговор
Вечером 14 декабря присяжные в суде Экс-ан-Провансе признали обоих россиян виновными. Приговоры оказались менее строгими, чем просило обвинение. Косов получил 10 лет тюрьмы, Ивкин – 3 года, причем в его случае это означает, что он вскоре сможет вернуться в Россию — его не будут сажать в тюрьму из-за отбытия большей части срока.
Косов сможет отбывать наказание в России, если власти страны обратятся с такой просьбой. Соглашение о передаче осужденных лиц было заключено между странами еще в 2005 году.