in

Решение проблем или имитация: зачем в России объединяют регионы 

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Сегодня, как сообщили источники РБК, власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявят об объединении регионов в единый субъект. Мы решили вспомнить, как происходило укрупнение регионов в современной России и поговорить с экспертами о том, почему это происходит и какие субъекты может ждать похожая судьба.

История объединения

Порядок объединения субъектов определяет федеральный конституционный закон: после выдвижения совместной инициативы парламентов и губернаторов об объединении и ее одобрения президентом в регионах проводятся референдумы. Если закон одобрят на референдумах, президент получит право внести его в Госдуму как федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта. Если он одобрения не получит — могут назначить повторный референдум, но не ранее, чем через год. 

Российские регионы активно объединялись с 2003 по 2008 год при поддержке федеральных властей. Как правило, это были тесно связанные с экономической точки зрения регионы — менее развитые и более развитые. Предполагалось, что их объединение поможет сократить экономический разрыв между ними и решить проблему дотационности менее развитых регионов. 

Так, были объединены Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономный округа, Камчатская область и Корякский автономный округ, Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, последними объединились в Забайкальский край Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ.

В результате число субъектов сократилось с 89 до 83, а из десяти автономных округов осталось четыре — Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский. Стоит отметить, что последний регион — золотодобывающий, все остальные — нефтедобывающие регионы. При этом Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — самостоятельные регионы, входящие в состав областей, так называемые административно-территориальные «матрешки».

Новый импульс

Объединение Архангельской области и Ненецкого автономного округа обусловлено теми же прежними причинами, полагают эксперты. «Объединить богатых с бедными, заставить богатых поделиться своим богатством с бедными — способ решить проблему без дополнительных вливаний из Москвы, — сказал «МБХ медиа» политолог Аббас Галлямов. — Есть и политическое соображение: полностью обнулить протестную повестку в Архангельской области и навязать новую».

«Ненецкий автономный округ будет усиливать бюджет Архангельской области, а она с удовольствием примет все деньги, которые зарабатывает округ» — выразил похожее мнение в разговоре с «МБХ медиа» политолог Сергей Маркелов. Он добавил, что объединение должно произойти без особых проблем: «Там нет принципиально большой политики, это — проходная административная история. Помню, участвовал в свое время в объединении Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа: там тоже не очень сложно все прошло, потому что никого, кроме лесного бизнеса, не было, и экономические субъекты между собой быстро договорились».

Ранее «Коммерсантъ» писал, что процесс объединения начнется после сентябрьских выборов губернатора области. «Znak.com», ссылаясь на свой источник, указывает, что этот процесс может занять два или три года.

Кто следующий

Экономически назревает и объединение Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа, но оно сдерживается политическими причинами, полагает Маркелов. «Там много интересантов в газовых и нефтяных деньгах, нужно будет с олигархами советоваться, чтобы никого не ущемили».

Весь опыт объединения регионов не дает оснований утверждать, что перекройка границ — эффективный способ решения экономических проблем, считает Галлямов. «Это не может быть альтернативой полноценной институциональной работе. Поскольку власти на ведение этой работы не способны, они подменяют сущности — и тогда подменяли, и сегодня подменяют — создают иллюзию бурной деятельности. Это не способ решения проблемы, а политтехнологический инструментарий» —  резюмирует эксперт. 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.