Самарская епархия не расплатилась с субподрядчиками, которые занимались финальной отделкой Софийского собора в центре Самары. Они ставили двери, делали витражи и все другие декоративные элементы, устанавливали в храме звуковое оборудование и видеонаблюдение, но, как утверждается, не получили денег за свою работу. Рабочие обращались к местным и федеральным властям в поисках справедливости, но пока это не принесло результатов. Рассказываем, почему так произошло и как субподрядчики пытаются получить заработанное.
Спешка перед литургией
Софийский собор расположен в туристическом месте, на набережной Самары возле монумента «Ладья». Освятили место под храм еще в 2003 году, фундамент заложили через два года, а закончили проект еще через 13 лет — не хотели оставлять масштабную стройку в центре города к Чемпионату мира по футболу-2018. К этому моменту была готова только его наружная отделка.
27 сентября 2019 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Софийский собор. Торжественное богослужение состоялось в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
К нему-то и торопились закончить всю внутреннюю отделку, рассказал «МБХ медиа» Андрей Бакулин, генеральный директор компании «Мастера Поволжья», которая работала на объекте. Его компании не выплатили 1 млн 946 тысяч рублей. Но были и другие субподрядчики, в частности, столярной мастерской не выплатили около 19 миллионов рублей. «У кого-то четыре миллиона [рублей], у кого-то — три. Основные суммы идут у генподрядчика, еще звуковики, видеонаблюдение», — рассказывает Бакулин. В общей сложности — около 102 миллионов рублей.
Некоторые работы в спешке проводили даже без соответствующих экспертиз — их «подгоняли» уже по факту. «От нас требовалось выполнить все виды работ к открытию храма, чтобы там можно было провести литургию с патриархом. На часть этих работ не была оформлена экспертиза, но в то время курировало объект правительство Самарской области в лице министра строительства [Евгения] Чудаева. Приезжали представители правительства, сам губернатор [Дмитрий Азаров] приезжал на объект, смотрел, как выполняются работы. Нам говорили представители минстроя: “Вы выполняйте побыстрей, главное закончить к приезду патриарха, а потом все экспертизы пройдем”. Поэтому у нас не было никаких опасений, что нам деньги дадут», — рассказывает Андрей Бакулин. Конечно, то, что за проект ручаются местные власти, внушало уверенность и директору компании, и рабочим.
Когда все было готово, исполнителям не только не заплатили, но и не пустили на освящение. «Мы выполнили работы, патриарх уехал — все, с того момента мы перестали проходить экспертизы, эксперты стали выносить замечания. И я ни копейки не получил», — сообщил Бакулин.
«Не жаловаться и не гнать волну»
Субподрядчики организовали инициативную группу, которая пытается добиться оплаты своего труда, но уже почти полтора года — с сентября 2019 года — ничего не выходит. Сначала Андрей Бакулин лично пришел к региональному министру строительства Чудаеву, тот ответил, что это не его зона ответственности и предложил обратиться в министерство финансов.
В августе 2020 года рабочие направили жалобы в прокуратуру Самарской области. После этого с ними встретился советник губернатора по строительству Владимир Купцов, который пообещал, что выплатят деньги в полном объеме всем субподрядчикам вне зависимости от наличия положительного заключения государственной экспертизы до сентября 2020 года. Также Купцов попросил рабочих «не жаловаться и не гнать волну», рассказывает Бакулин. «У нас были опасения, что нам говорят то, что мы хотим услышать перед выборами, а как только они пройдут, то мы снова останемся со своей проблемой один на один», — предположил директор компании. Так и произошло — денег они не увидели до сих пор.
После этого инициативная группа написала открытое письмо президенту России Владимиру Путину, председателю правительства России Михаилу Мишустину и Патриарху Кириллу. В РПЦ заявили, что таких обращений не получали. Сразу после этого в середине декабря обманутых работников пригласили на встречу с министром Чудаевым и главой минэкономразвития области Дмитрием Богдановым.
На этой встрече выяснилось, что в 2019 году епархия подала в областное правительство запрос на субсидии на завершение строительства. Там фигурировала сумма более 160 миллионов рублей, по словам Бакулина, их выделили, но епархии потом пришлось вернуть 20 миллионов назад — церковь не смогла обосновать необходимость всей суммы. В 2020 году правительство выделило еще 25 миллионов рублей, хотя требовалась гораздо больше, но заявки с большими суммами в правительстве просто не принимали. Вся проектная документация, все сметы, по словам Андрея Бакулина, была на руках у министра Чудаева, и в самарском минстрое не могли не знать, во сколько обойдутся работы.
Сейчас деньги не выделяются, потому что работы не прошли экспертизу. Директор «Мастеров Поволжья» считает, что епархия намеренно затягивает сроки, чтобы не выплачивать деньги. Сейчас он готовит документы в суд — в договорах субподрядчиков не было указано, что прохождение госэкспертизы необходимым условием в их договоре с заказчиком, в то время как все работы приняты и результаты экспертизы их не касаются. За потраченные деньги перед правительством должна отчитываться сама епархия, но не предоставляет документы в нужном виде. При это сам собор работает, принимает прихожан и их пожертвования.
«В Самаре же строятся церкви с 2019 года. Значит, есть деньги у епархии. Тогда пусть самарская епархия нам заплатит, а потом из бюджета заберет эти деньги, [когда пройдет экспертизу]. Почему мы должны страдать из-за того, что они не могут решить вопрос? Мы оказались заложниками этой ситуации», — возмущен Андрей Бакулин.
При этом самому собору тоже не хватает денег, судя по тому, что он публикует сообщения с просьбой о материальной помощи: «Содержание этого большого хозяйства требует не только труда священников и прихожан, но и материальных затрат. Сейчас у нас едва хватает средств, чтобы погасить коммунальные платежи. Мы будем благодарны за любое пожертвование на содержание храма, а священники будут каждую службу молиться о всех жертвователях и благотворителях!»