in

«Работать на дядю». Биография бывшего замминистра цифрового развития в цитатах

Алексей Волин в Госдуме
Алексей Волин в Госдуме. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Премьер-министр Михаил Мишустин освободил Алексея Волина от должности заместителя главы Министерства цифрового развития. Его места заняла Бэлла Черкесова. Волин на своем посту курировал медиаотрасль.

«МБХ медиа» вспоминает его биографию в цитатах.

 

С конца восьмидесятых и в девяностые Волин работал в журналистике. Он трудился в  Агентстве печати «Новости» (АПН), которое затем было переименовано в «РИА Новости».

Журналист кремлевского пула Елена Трегубова рассказывала, что Волин подкупал корреспондентов в Индонезии для заказных статей об СССР.

 

«Волин как-то раз рассказал мне, как в Индонезии, где он несколько лет проработал представителем советского официозного агентства АПН, ему пришлось отвечать за раздачу денег аборигенам, писавшим для местных газет заказные статьи, воспевавшие Советский Союз. Так вот один из таких „журналистов“, по рассказам Волина, пришел к нему как-то раз и попросил выдать денег авансом — за несколько заказных статей вперед. И — что вызывало в этой истории особый хохот Волина — давал при этом „честное слово офицера“, что „отработает“», — написала она книге «Байки кремлевского диггера».

 

В «РИА Новости» он стал заместителем генерального директора, а потом возглавил телеканал «Деловая Россия».

 

«Волин тогда работал в «РИА Новости», был нормальным настоящим журналистом. И сначала очень скептически, как-то даже свысока говорил: „Ну что такое пиар, то ли дело журналистика — новость, правда факта“», — вспоминал свой разговор с Волиным Михаил Маргелов, который был сенатором и вице-президентом «Транснефти».

 

Потом Волин  из журналистики ушел. В 1996 году он работал над предвыборной кампанией президента Бориса Ельцина.  «И постепенно у Алексея Волина стала рушиться уверенность в том, что пиар — ничто, а чистая журналистика — все…», — рассказывал Маргелов в «Газете.ру».

Алексей Волин во время работы заместителем руководителя аппарата Правительства России, 2002 год
Алексей Волин во время работы заместителем руководителя аппарата Правительства России, 2002 год. Фото: Сергей Пономарев / Коммерсантъ

 

После перехода НТВ под контроль Газпрома Волин поддерживал идею о том, что нужно продавать государственные СМИ в частные руки, но при этом регулировать их деятельность при помощи законов. 

 

«Государству проще заказывать материалы и программы, чем содержать средства массовой информации», — говорил Волин.

 

«Любой журналист должен твердо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой», — сказал Волин в 2013 году во время выступления в журфаке МГУ.

 

«Задача журналиста — зарабатывать для тех людей, которые его наняли. Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит».

 

В 2020 году Волин ответил  на вопрос о  том, есть ли в России цензура: «Посоветовал бы открыть Конституцию РФ. Где прямо прописан запрет на цензуру. И спросил бы: сколько секунд уходит на то, чтобы найти альтернативную точку зрения по какой-либо теме?». 

Алексей Волин на Санкт-Петербургском Международном Медиа-Форуме в 2014 году
Алексей Волин на Санкт-Петербургском Международном Медиа-Форуме в 2014 году. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

По словам Волина, закон об оскорблении власти касается не чиновников, а «прежде всего, государственных символов и очень ограниченного количества людей».

 

«Когда человек туда пошел работать, он должен четко понимать, что всем он не угодит, что будут недовольные, и что у избирателя и у налогоплательщика есть право о нем отзываться. Поэтому если у вас тонкая нервная система и душевная организация, вы не идите в чиновники, вы идите куда-нибудь еще. А коль вы пошли в чиновники, так извольте быть готовыми к критике людей, на деньги которых вы содержитесь», — рассуждал Волин.

 

 

 

Волин одним и первых среди чиновников признал, что отключить мессенджер Павла Дурова нельзя. «Заблокировать Telegram невозможно, потому что сегодня, в принципе, невозможно в интернете заблокировать полностью ничего. Если тот, кого вы блокируете, имеет достаточное количество интеллектуальных, материальных и IT-ресурсов, то такой крупный игрок в состоянии избежать блокировки. Это та данность, с которой надо жить», — говорил  он в 2018 году, после нескольких месяцев неудачной блокировки мессенджера.

 

После разблокировки ресурса он снимал со своего ведомства ответственность за блокировку.

 

«Решение было принято не министерством, а Роскомнадзором и прокуратурой. В настоящий момент, в связи с невозможностью технической блокировки Telegram и тем, что представители Telegram начали активно сотрудничать по борьбе с терроризмом и наркоманией, можно отменить решение о блокировке с чисто технической точки зрения», — заметил он.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.