Владимир Путин поручил с 2022 года запретить вывоз из России необработанной или грубо обработанной древесины. Российские чиновники все чаще обращают внимание на проблему бесконтрольного вывоза кругляка в Китай и урон, который при этом наносится лесам Сибири и Дальнего Востока. Проблеме уже не один десяток лет, но до сих пор власти предпочитали выражать свое беспокойство, не предпринимая радикальных шагов. Рассказываем, как Кремль собрался все же поставить точку в этом вопросе, и почему эти меры запоздали.
«Если будем сопли жевать годами, тогда ничего не изменим. Надо принять все меры для стимулирования переработки леса на территории РФ, а не гнать кругляк за границу», — в обычной для себя жесткой манере заявил президент Владимир Путин на совещании с ключевыми членами кабинета министров. Глава государства поинтересовался, как именно правительство собирается решать проблему, и услышал в ответ о планах по повышению экспортных пошлин на древесину. Это совещание проходило 27 марта 2006 года, а отчитывался перед президентом Герман Греф, который тогда занимал пост министра экономического развития и торговли.
За прошедшие годы многое изменилось, но проблема с вывозом кругляка никуда не исчезла, хотя Путин много раз к ней возвращался, выступая с заявлениями разной степени резкости. Впрочем, даже предложенные Грефом меры вскоре были заморожены: в 2009 году ввели мораторий на повышение пошлин. Путин объяснил это мировым экономическим кризисом и падением спроса на дерево. Изначально же предполагалось довести пошлины до 80% в течение нескольких лет, что фактически сделало бы вывоз кругляка нерентабельным.
Путин регулярно заявлял о необходимости уйти от сырьевой модели экспорта лесной продукции. «Наша ниша на мировом рынке — это продукция с высокой добавленной стоимостью», — уверял он в 2010 году, будучи премьер-министром. Кругляк при этом продолжал идти за границу. В последние годы некоторые чиновники, казалось, уже совсем отказались от планов запрета на экспорт необработанной древесины. Так, в 2019 году глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о рекордном росте экспорта в лесопромышленном комплексе, при этом отметив, что доля экспорта круглого леса, напротив, снизилась до 7,8%. По его словам, поэтому и необходимости в полном запрете вывоза кругляка за границу нет. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко настаивала на обратном — она подчеркивала, что массовая вырубка леса ведется под видом санитарной защиты, арендаторов, получивших лес еще в 1990-е годы, никто не контролирует, и в целом отрасль перешла в тень и плодит коррупцию. Взяточничество действительно процветает, в том числе на таможне: незаконно срубленный лес можно легко «легализовать», купив разрешительные документы.
В итоге Путин, по-видимому, решил прислушаться именно к Матвиенко: сегодня, 30 сентября президент объявил о запрете на вывоз необработанного леса с 1 января 2022 года. По словам главы государства, нужно поставить жесткий заслон бесконтрольному вывозу необработанной древесины. Также он напомнил о необходимости запустить федеральную информационную систему лесного комплекса.
Хотя власти прежде всего озабочены скорее модернизацией экспорта, у проблемы вывоза леса есть еще одна грань, связанная с экологической безопасностью. Слухи о том, как китайцы уничтожают сибирские леса, в последние годы практически стали частью российского фольклора. С разъяснением ситуации выступали даже в Greenpeace: организация писала, что «в истории о беспощадном Китае, орудующем в сибирской тайге, все слишком сильно преувеличено». Хотя экологи считают лесные пожары гораздо более серьезной проблемой, чем вырубка, недооценивать ее тоже не стоит.
В последние годы Россия остается лидером по поставкам леса в Китай: к примеру, в 2017 году на нашу страну приходилось 30% китайского импорта древесины и пиломатериалов. При этом пошлины на вывоз кругляка, хоть и не были повышены до максимума в конце 2000-х, все же оказали определенный эффект: доля необработанного леса стала сокращаться и к 2017 году составила всего около трети российских поставок дерева в Китай. Из этого следует, что громкое заявление Путина о запрете на вывоз необработанной древесины повлечет за собой не столь уж серьезные последствия, ведь китайские предприниматели, да и не только они, уже давно переключились на вывоз распиленной древесины, пошлина на которую намного меньше. При этом до серьезной обработки кругляка дело обычно не доходит: речь по-прежнему идет о продаже за границу сырья по минимальной стоимости. По данным Всемирного фонда дикой природы, который приводила The New York Times, аренда лесных участков в России стоит намного дешевле, чем во многих других странах — право на вырубку леса на одном гектаре земли обходится примерно в 2 доллара в год.