in

Разведка, ФБК и журналисты. От кого в России засекречивают госзакупки

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

В России традиционно засекречивают госзакупки, прямо или косвенно связанные с обороной и безопасностью страны. В последнее время на это право стали претендовать силовые и другие ведомства, не имеющие ярко выраженной военной направленности.

 

Правительство предложило засекретить закупки «Роскосмоса». Поставщиков или исполнителей будут определять закрытым способом в рамках работ по исследованию и использованию космического пространства, созданию космических материалов и технологий, и прочих работ. Такое решение, как указывается в пояснительной записке к проекту постановления правительства, обусловлено «высокой актуальностью» проблемы раскрытия информации о закупках и контрактах «Роскосмоса» на фоне усиления мер, принимаемых иностранными государствами «по выявлению и анализу» этой информации. 

Это не первое предложение засекретить закупки госкорпорации — в июле прошлого года «Роскосмос» предложил засекретить свои закупки и закупки других организаций ракетно-космической отрасли. Мотивировка была похожей — предотвращение утечки информации ограниченного доступа. Еще речь шла о борьбе с санкционным воздействием со стороны иностранных государств.

В июне с похожей инициативой выступило Министерство финансов, предложившее внести в перечень организаций, которые не могут раскрывать информацию о своих закупок, не только «Роскосмос», но и Росгвардию и ФСО. Предполагается, что это поможет упростить и ускорить порядок госзакупок, повысить их качество и обеспечить конфиденциальность информации. Закупки в таком случае должны осуществляться в закрытой электронной форме.

В настоящий момент в такой форме осуществляются закупки Минобороны, ФСБ, Службы внешней разведки и подведомственных им структур — они получили это право в конце 2017 года. Согласно федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», засекречивать свои госзакупки могут органы власти, которые реализуют политику в области обороны и обеспечения безопасности страны. 

Фото: пресс-служба «Роскосмоса»

Внести изменения в этот закон и засекретить свои госзакупки в 2019 году предложила Росгвардия, указывая на то, что сделать это нужно в целях «унификации подхода», ведь она является государственной военной организацией, обеспечивающей общественную безопасность. Произошло это спустя некоторое время после публикации расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, которое выявило, что Росгвардия закупала продовольствие по завышенным ценам. В том же году с похожим предложением выступила ФСО, обосновывая такую необходимость «увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны».

«Это общий тренд на засекречивание госзакупок, мы наблюдаем его несколько лет, — отмечает юрист Фонда борьбы с коррупцией Александр Головач. — У тренда есть две стороны: на аудиторию транслируется то, что это связано с желанием засекретиться от иностранных государств и разведок. Обратная сторона — скрыть траты от СМИ, ФБК и других расследовательских организаций. Третья причина — обойти санкции. Я думаю, что Рогозин и руководство «Роскосмоса» воспользовались ситуацией с арестом Сафронова (журналиста и советника главы «Роскосмоса» обвинили в передаче секретных данных спецслужбам Чехии — «МБХ медиа») и предложили засекретить свои госзакупки».

Другое мнение высказывает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов: «Я считаю, что наши госзакупки чрезмерно открыты. Никакого толку от этого нет: из прозрачности ответственность не следует. Некоторые блогеры вроде Алексея Анатольевича Навального умеют из этого делать расследования, но по большому счету у нас сосуществуют прозрачность с безответственностью. Зачастую госкомпании и госкорпорации конкурируют на внешних рынках, их конкурентами являются иностранные компании. Ходят такие разговоры, что для них наши госкомпании это просто подарок. Нужно заканчивать с абсурдным аукционным креном, который нигде в мире больше не используется, который ведет и к коррупции, и к сговорам. Нам нужно найти баланс между открытостью, прозрачностью и ответственностью».

В прошлом году Минфин впервые опубликовал количество и стоимость засекреченных госконтрактов: из отчета ведомства следует, что в 2018 году было заключено 52 717 контрактов на сумму 2.4 триллиона рублей. При этом засекреченные госзакупки составили 35% от общего объема госзакупок. Крупнейшими заказчиками стали «Роскосмос», Управление дорожно-мостового строительства и Мосметро. Вчера Счетная палата сообщила о росте числа нарушений при госзакупках, более половины которых связаны с коррупцией.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.