in

«Здесь чувствуешь себя намного свободнее, чем в России». Как россияне застряли в Гонконге, но не отчаялись и нашли себя

Полина Райзман. Фото: личный архив

 

 

Полина Райзман уехала из Ростова-на-Дону в Китай вслед за своим молодым человеком еще в октябре. Когда в Китае начался сезон отпусков, они отправились путешествовать, но из-за разгоревшейся пандемии вернуться обратно не смогли и застряли в Гонконге. Теперь, чтобы выжить, Полина рисует открытки и отправляет их в Россию, а Андрей подрабатывает уличным музыкантом. «МБХ медиа» рассказывает их историю.

 

Закрыты со всех сторон

 

Полина и ее сестра-близнец Шейна работали в ростовской чайной. Там же она познакомилась с Андреем, который изучал в Чехии китаистику и выиграл грант на изучение китайского языка. Андрей уехал в Китай в июле прошлого года, а Полина в октябре. Предварительно она получила рабочую визу и поехала изучать чайную культуру и учить местных детей английскому. Спустя три месяца, в период китайского нового года и выходных, Полина поехала отдохнуть в Таиланд. Чуть позже к ней присоединился Андрей, и они решили остаться там еще на неделю. 

 

В Таиланде они встретились с друзьями — русскими студентами университета в Гуанчжоу. Те рассказали им, что их постоянно просят не возвращаться в Китай под угрозой санкций и лишения стипендий. Полине в это время писали с работы, что учебный семестр вот-вот начнется, но каждый раз дату отодвигали на 7-10 дней вперед. Ситуация в Китае день ото дня ухудшалась, и компания решила переждать эпидемию в соседних странах, куда можно въезжать без визы. Следующие три недели они путешествовали по Таиланду, Вьетнаму и Индонезии. Пробыли там столько, сколько позволял безвизовый режим. В марте коронавирус в Китае пошел на спад, и ребята собрались вернуться, но не тут-то было. Уже будучи в Гонконге, они узнали, что Китай закрыл въезд всем иностранцам, даже тем, у кого есть вид на жительство. На следующий день авиасообщение ограничила и Россия. 

 

«Мы пытались найти билеты и улететь в Россию, но полеты постоянно отменялись, посольство давало какую-то информацию о рейсах, но ни один из них в итоге не улетел, а мы оказались заблокированы в самом дорогом городе мира», — рассказывает Полина.

 

Ребята не отчаялись и решили заняться аскингом. Андрей играл на улице на хэндпане (ударный инструмент — “МБХ медиа”), а Полина старалась обратить на это внимание прохожих. В один из таких дней к ним подошел итальянец и сказал, что то, чем они занимаются, едва ли похоже на нормальную работу, и предложил подрабатывать у него курьером. Полина согласилась. Работа сводилась к тому, что ей надо было доставить документы из точки А в точку Б. В подробности деятельности итальянца девушка не вдавалась – нужно было как-то выживать.

 

«Обратитесь к другим русским»

 

«Как-то я открыла telegram-канал Гонконгского правительства и узнала, что недавно нескольких ребят поймали на нелегальной работе и бросили в тюрьму вплоть до депортации. Своей свободой за 30$ рисковать мне не хотелось, и я перестала работать курьером», — вспоминает Полина.

 

Все попытки обратиться за помощью в российское посольство успехом не увенчались. Чтобы улететь домой, нужно было изначально иметь билет на обратный рейс, которого у молодых людей не было. Все вывозные рейсы были расписаны до 22 мая. Гонконга в их списке не оказалось. В посольстве им ответили, что в лучшем случае они улетят летом, но когда именно — неизвестно.

Международный аэропорт Гонконга. Фото: Anthony Wallace / AFP

Там же посоветовали обратиться за помощью в приход русской православной церкви или к другим русским. Консульство и само переживает не лучшие времена: раньше оно зарабатывало на выдаче виз, а теперь визы никому не нужны.

 

«Все эти миллионы, выделенные Мишустиным, не для таких, как мы.

Правда, в консульстве нам попался очень добрый дядька, честно пытался помочь. Обзванивал спонсоров, чтобы временно оплатить нам гостиницу. Спрашивал местный русский бизнес, есть ли работа. Тут многие русские зарабатывают торговлей камчатскими крабами, и он думал, что кому-то могут понадобиться сотрудники, но в итоге никого не нашел. Вместо этого мы столкнулись с многочисленными наездами со стороны бухгалтера. Она буквально кричала на нас, чтобы мы скидывали ей выписки с кредиток до единой транзакции, и обвиняла нас в том, что мы на Бали отдыхали, а значит, у нас по-любому много денег. Она очень удивилась, когда увидела, что на наших счетах все по нулям», — говорит Андрей.

 

Путешествовать между азиатскими странами и правда не так дорого, объясняют собеседники. Того заработка, который у них был в Китае, вполне хватало. 

 

Жизнь в гетто

 

Сейчас Полина и Андрей буквально выживают в условиях тотальной экономии и снимают комнату в Chungking mansions. Это комплекс зданий в Гонконге, где живут в основном мелкие коммерсанты из числа мигрантов. Сами ребята отзываются о нем как об индо-пакистанском гетто. Им повезло: в период пандемии спрос на жилплощадь резко упал, и арендодатели сдают комнаты фактически по себестоимости. В месяц выходит примерно 45000 рублей в переводе на российскую валюту. Все, что есть в крохотной комнате, которую они снимают — две кровати, санузел, кран и дырка в полу. 

 

«Мы живем на 50$ в день, во многом себе отказываем, покупаем просроченную еду или скидочные товары. Для местных 50$ — это копейки. Здесь хлеб в переводе на рубли стоит 200 рублей, а молоко — 250», — объясняет Андрей.

 

При этом сама жизнь в Гонконге им нравится. Эпидемиологическая обстановка в стране спокойная, коронавирусу не удалось затормозить жизнь в одном из крупнейших мегаполисов. Сейчас там очередные протесты против китайского присутствия, город буквально живет ими. По словам Андрея, обстановка настолько накалена, что китайские банки буквально обнесены броней на случай нападения. 

 

«Гонконгцы — свободные люди. Им не нравится то, что им пытается насадить Китай, и они активно протестуют уже который месяц. Им не нравится, что Китай пытается прибрать все к рукам и попрать их свободу. Здесь чувствуешь себя намного свободнее, чем в России. Можно делать все, что угодно, и к тебе не придут люди в форме», — рассказывает Полина.

Полина Райзман. Фото: личный архив
Вдохновение вокруг

 

Когда снова остро встал вопрос заработка, Полина решила рисовать открытки и отправлять их в любую точку мира с наилучшими пожеланиями за небольшие донаты. Объявление об этом она выложила у себя на страничке в Instagram, и спрос неожиданно оправдал предложение. Пришлось создать отдельный аккаунт проекта, который она назвала pollypostcards. Рисованием девушка увлекается уже много лет, но прежде о монетизации своего творчества даже не задумывалась.

 

Вдохновение художница черпает из окружающей среды, рисует открытки на азиатскую тематику, а затем относит их в типографию и подписывает. Каждому адресату своя подпись. 

 

«Я хочу своим примером показать людям, что порой даже самые нерешаемые проблемы на самом деле не такие уж и нерешаемые. Моя недолгая жизнь за границей заставила меня смотреть на многие вещи по-новому. Раньше я всегда боялась продавать свое творчество, даже попробовать сделать это. У меня не было никаких представлений, как я могу монетизировать то, что делаю. Возможно, моя история замотивирует кого-то начать жить по-новому и наконец-то заняться творчеством или тем, о чем ты давно мечтал. Мне пришлось пройти через испытания, чтобы осознать это. Я хочу дальше развивать этот проект, но пока думаю, как это будет выглядеть. Хочу делать картинки на актуальные и волнующие меня темы. Чтобы изображать действительность этого мира. Сейчас моя действительность — это Гонконг, и я с радостью делюсь этой действительностью со всеми желающими», — рассказывает Полина.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.