in

«Цель закона — желание скрыть коррупционные доходы»: эксперты о возможном закрытии реестра недвижимости

Здание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Проводить расследования о дачах и квартирах чиновников может стать сложнее — Минэкономразвития предложило закрыть доступ к государственному реестру недвижимости третьим лицам. Журналисты-расследователи и правозащитники рассказали «МБХ медиа», как ограничение на доступ к реестру может отразиться на их работе.  

Роман Доброхотов, главный редактор The Insider

—  Все зависит от того, как точно будет сформулирован этот закон. Пока не очень понятно, что подразумевается под передачей третьим лицам. Если подразумевается, что получить может только тот человек, кому принадлежит эта недвижимость, то тогда непонятно, зачем нужен этот реестр и как им вообще пользоваться. Если же имеется в виду, что получить выписку может каждый, но нельзя передать ее после получения кому-то еще, то это означает, что саму выписку нельзя будет опубликовать. Это будет проблема, но не трагедия. Мы всегда выписки публиковали, когда делали наши расследования, но всегда можно будет написать, что у условного Сечина или Володина очередная дача, и указать, что мы получили эти выписки из Росреестра, но не публиковать саму выписку.

В любом случае, я  надеюсь, что этот закон не будет принят, потому что это ограничение прав граждан на свободное получение  информации. Понятно, что единственная причина для принятия этого закона — это желание скрывать коррупционные доходы. Невозможно просто придумать ни одного другого рационального объяснения.

В принципе махинации с Росреестром начались довольно давно, просто сейчас их решили узаконить. Мы помним, как детей Чайки переименовали в бессмысленные буквы — судя по всему, они регулярно подчищают информацию. Данные о  недвижимости главы ФСБ Патрушеве сначала были в Росреестре, а теперь нет. Из-за статьи об этой недвижимости когда-то и закрыли сайт RussianGate.

Ирина Панкратова, специальный корреспондент The Bell

—  Осенью 2015 года такую же «гениальную»  идею продвигало ФСБ. Причем она родилась сразу после того, как обнаружился дом семьи Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина, стоимостью в несколько миллионов долларов. Официально необходимость закрыть Росреестр объясняли тем, что его используют рейдеры. Но науке неизвестны примеры рейдерских захватов по выпискам из ЕГРН.  В результате Росреестр остался открыт, но из него убрали поиск по площади: находить шикарные виллы и дорогостоящие земельные участки по данным из деклараций чиновников стало невозможно. Сработал принцип «не закрыли и на том спасибо», и никто не возмущался. Усложнить доступ читателя к информации о недвижимости высокопоставленных лиц — вот одна из основных истинных целей этих нововведений. Полагаю, что и сейчас доступ не закроют полностью, но увеличат стоимость выписок минимум в 100 раз. Мы, журналисты, в любом случае, откопаем и докажем любые данные. Героям, скрывающим их, будет только еще более стыдно и неловко. Скрывают, когда есть, что скрывать.

Руслан Шаведдинов, менеджер проектов Фонда борьбы с коррупцией

—  Это очередной закон против ФБК. Запрет на передачу выписок третьим лицам по факту означает запрет на их публикацию. А мы всегда публикуем выписку из ЕГРН целиком. Нам важно показать людям, откуда мы получили информацию, поэтому мы всегда используем для своих расследований открытые источники. Эти поправки для того, чтобы усложнить работу журналистам и нам.

 

Илья Шуманов, заместитель главы Transparency International-Россия

—  Это касается не только журналистов и правозащитников, это касается всего рынка недвижимости и девелопмента, который непосредственно связан с данными, которые получают из Росреестра, и это сильно повлияет на него. Во вторую очередь, конечно же, это касается расследователей, которые занимаются изучением публичных лиц —  владельцев недвижимости.

В конкретно этой ситуации есть второе дно, потому что ребята из Минэкономразвития зашли с другой стороны, то есть, ввели запрет на получение сведений через их стоимость. Потому что по второму законопроекту стоимость доступа увеличивается до 1125000 рублей за год. Эта сумма не находится в распоряжении обычного правозащитника и рядовой человек фактически ограничен в своих правах на получение таких сведений.

Но я думаю, что и в администрации президента достаточно адекватных людей, поэтому, вполне возможно, что уже на данном этапе рассмотрения законопроект завернут, так как он очень плохо прописан, в нем много противоречий и он противоречит закону  «Об информации и информатизации», который гарантирует свободу распространения информации. Разумеется эта история касается и обычного человека, который передал информацию третьему лицу и может получить за это штраф. Это совершенно абсурдно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.