in

«Жизнь других». Как в Кемеровской области чиновники следили за подростками перед акциями Навального

Молодые участники акции в поддержку Алексея Навального
Молодые участники акции в поддержку Алексея Навального. Фото: Елена Волжанкина / Коммерсантъ

23 и 31 января по всей России прошли массовые протесты в поддержку Алексея Навального. В те дни в соцсетях появлялось множество сообщений о том, как учителя и чиновники от образования разными способами пытались помешать подросткам выйти на улицы. «МБХ медиа» стало известно о том, как в городе Белово Кемеровской области для контроля над школьниками и студентами была создана многоступенчатая система. За подростками следили в соцсетях, а от учителей требовали обеспечить контроль за «проблемными» подопечными. О том, как жизнь молодых людей превратилась в антиутопию — в материале «МБХ медиа».

«Ребята, это полная жесть. Мне сейчас звонила Наталья Владимировна (имя изменено — «МБХ медиа»), и такая говорит: “Ты Навального поддерживаешь?”. Я вообще в непонятках. Она сказала, что я что-то лайкнула. Спросила: “Ты видео смотрела [про Навального]? Лайкала?” Я говорю: да. И она такая: “Ну вот. Зачем ты туда лезешь?”. И начала прямо на меня гнать. И сказала, что из-за того, что я это сделала, меня вычислили и сейчас она будет до утра работать — писать на меня характеристику. Типа ей за это прилетело очень сильно. И начала говорить, что это все отслеживается, нас прослушивают — даже сейчас наш разговор слушают. “Ты политику не понимаешь”. Я такая: “Ну видео мне понравилось, я его лайкнула”. Она такая: “Ты не понимаешь, зачем ты лезешь, не надо никуда лезть, есть президент”». 

Звуковое сообщение с таким содержанием старшеклассница Кристина Сергеева (имя изменено) из города Белово в Кузбассе отправила своим друзьям незадолго до январских митингов в поддержку Алексея Навального. Девушка была далеко не единственной, кто столкнулся с жестким прессингом со стороны учителей. Местная администрация была сильно озабочена тем, чтобы под любым предлогом не дать молодым людям принять участие в акциях. Хотя большинство подростков даже не собирались этого делать и в целом не слишком увлекались политическим активизмом.

Школьники, гуляющие у здания Администрации города Белово
Школьники, гуляющие у здания Администрации города Белово. Фото: Vestnik-64 / WikiCommons

При этом чиновникам в городе явно есть чем заняться и без слежки за школьниками. Белово, находящееся на полпути между Кемерово и Новокузнецком, вымирает очень быстро даже по меркам провинциальных российских городов. Еще в 1987 году численность его населения составляла почти 120 тысяч человек, сейчас — немногим больше 70 тысяч. В 2014 году Белово попало в список депрессивных моногородов. Почти вся жизнь здесь построена вокруг местных шахт — старейших в Кузбассе. Большинство выпускников собираются поступать в университеты в Москве и Санкт-Петербурге и, скорее всего, больше никогда не вернутся жить в свой родной город.

«Склонен к нарушениям дисциплины» 

Словно для того, что еще больше укрепить молодых людей в желании покинуть Белово, местные власти организовали слежку за подростками в соцсетях и последующую «воспитательную работу» с теми, кто показался им неблагонадежным. В распоряжении «МБХ медиа» оказались списки школьников и студентов, подлежащих особому контролю в день митинга. 

Списки состоят из двух частей. В первой приведены имена учеников школ — всего 48 человек. Там есть как старшеклассники, так и совсем дети — ученики 5-6 классов. В отдельной графе перечислены имена классных руководителей школьников и мобильные телефоны педагогов. Следующая графа — «Семья» — предназначена для данных о родителях учеников. Там приводятся не только их имена и контакты, но и характеристики семей в целом. «Полная, положительная семья», «воспитывается в неполной семье с низким материальным доходом», «воспитывается опекуном (бабушкой), родители отбывают наказание в местах лишения свободы» —  лишь несколько примеров таких описаний. 

Список с данными школьников
Список с данными школьников

В этой же графе кратко описываются и сами подростки: речь идет о той самой характеристике, упомянутой Кристиной Сергеевой в голосовом сообщении. Есть как совсем короткие («характеризуется девочка положительно, активистка»), так и более подробные профайлы. Некоторые описания словно составлены по лекалам характеристики на Штирлица из телефильма «Семнадцать мгновений весны». «Дисциплинирована и ответственна. Тактична, уравновешена, спокойна. Правильно реагирует на критику. В конфликтных ситуациях сдержана, старается найти компромиссное решение. С одноклассниками поддерживает хорошие отношения, пользуется их уважением, готова в любую минуту прийти на помощь», — написано об одной из старшеклассниц школы №37. Большинство характеристик — положительные, но встречаются и неоднозначные описания. «Воспитывается в опекаемой семье. Учится удовлетворительно. Общительный, склонен к нарушениям дисциплины. В классе является непререкаемым лидером. Круг общения обширный, как ребята из параллели, так и старшеклассники», — сказано в профайле юноши из школы №19.

Следующая графа таблицы озаглавлена фразой «Где будет с 12:00 до 18:00». Вероятно, речь идет о 23 января: некоторые школьники из списка подтвердили «МБХ медиа», что в этот день за ними был установлен особый контроль. У большинства школьников в этой графе написаны фразы «Будет находиться с родителями, отчет каждый час» или «В школе до 12, потом с родителями, отчет каждый час». В некоторых школах детей контролировали еще основательней: так, учеников школы №21 сначала отвели на фестиваль народного творчества «С днем рождения, Кузбасс!», а затем на каток. Учащимся школы №4 повезло меньше: их заставили убирать снег в составе отряда «Вектор добра». Наконец, в последней, самой короткой графе, приводятся ссылки на соцсети некоторых учеников.

Вторая часть списка составлена по похожему принципу. В ней перечислены имена 31 студента. Большая часть из них учатся в трех учебных заведениях: Кузбасском многопрофильном техникуме, Беловском педагогическом колледже и местном филиале Кемеровского государственного университета. Данных о семьях студентов в этом списке нет, да и в целом контроль за ними был не таким плотным. В графе «Что будет делать 23.01.2021» указано, что большинство учащихся планируют выполнять дистанционные задания из дома или собираются навестить родителей.

«Работа с детьми»

В перечень «неблагонадежных» молодые люди попадали только из-за своей активности в соцсетях. Об этом «МБХ медиа» рассказали несколько школьников. «Многие просто поддержали акцию, которую организовали у нас в городе, писали комментарии в поддержку, и на следующий день об этом уже узнала школа», — рассказала «МБХ медиа» старшеклассница, имя которой тоже оказалось в списке. В том числе благодаря усилиям чиновников организовать масштабную акцию в Белово 23 января в итоге так и не удалось. На центральной площади города в тот день было задержано всего два человека.

По словам той же школьницы, незадолго до акции весь ее класс подвергся серьезному давлению со стороны учителей. «Ежедневное промывание мозгов: мол, детям запрещено лезть в политику, вы в этом не разбираетесь, не лезьте туда, куда вас не просят, это угробит ваше будущее и т.п.», — рассказала девушка. Одиннадцатиклассник из другой школы уточнил, что для «взятия на карандаш» достаточно было просто участия в оппозиционных группах во «ВКонтакте». Он добавил, что в его случае уговоры учителей сводились к тому, что Навальный — манипулятор, а школьникам нет смысла рисковать своим будущим, потому что оппозиционная деятельность ни к чему не приведет. Кроме того, в школе потребовали, чтобы в день протеста 17-летний юноша дошел до дома в сопровождении родителей.

Скриншоты родительского чата 11 "В" одной из школ города Белово
Скриншоты родительского чата 11 «В» одной из школ города Белово

Существование списков «МБХ медиа» подтвердили не только школьники и студенты, но и некоторые педагоги, которые должны были контролировать своих подопечных. Учительница беловской школы №19 Любовь Васильевна Архипенко объяснила, что речь шла о «работе с детьми, всего-навсего», но отказалась отвечать на вопрос о том, кто именно давал соответствующие указания. В ее изложении воспитательная работа предстает немного другой. «Мы с ребятами беседовали, старались, чтобы они не попали в неприятную ситуацию», — пояснила Любовь Васильевна. По ее словам, основной смысл этих разговоров сводился к тому, что дети должны оставаться вне политики. Родителей также просили провести беседы со своими детьми. 

В разговоре с корреспондентом «МБХ медиа» Архипенко как будто старалась оправдать своих учеников за серьезный проступок. «Для кого-то это просто интересно, следят за деятельностью политика в целях дальнейшей профессии — кто-то собирается поступать на журналиста. В принципе, чтобы владеть ситуацией и знать информацию. Насколько они вхожи в эти круги нам, естественно, неизвестно», — рассказала учительница.

«Полное бесправие» 

Кто именно распорядился следить за школьниками и студентами в соцсетях и составлять списки «оппозиционеров», неизвестно. Чиновники свою роль отрицают. «Сама постановка вопроса достаточно интересная», — заявила глава управления образования Белово Ирина Сотникова в ответ на вопрос «МБХ медиа» о существовании списков учащихся. Она пояснила, что в январе еще не была начальником управления, но отказалась назвать даже имя своего предшественника. Согласно открытым источникам, это был Владимир Шафирко — в прошлом глава бюджетного комитета городской думы. В списке «неблагонадежных» имя Шафирко В.Я. указано над большим разделом, объединяющим имена учеников шести школ в центре города. При этом Сотникова добавила, что в существование таких списков не верит, поскольку это было бы «полным бесправием», а должностные лица «прекрасно знают закон о персональных данных и защищают, в первую очередь, детей и их права».   

«МБХ медиа» также обратилось за комментарием в городской Центр молодежной политики и туризма. Во второй части списка, где приводятся имена студентов, именно это бюджетное учреждение указано как ответственное за контроль над ними: к каждому учащемуся был прикреплен «ответственный от МБУ “ЦМПТ г. Белово”». Директор Центра Анна Хапёрская (она также указана в качестве куратора одного из студентов) сначала сообщила, что таких списков не существовало, а затем попросила выслать ей копию документов. После этого она попыталась выяснить, как именно они оказались в распоряжении «МБХ медиа». В итоге глава ЦМПТ отказалась от дальнейших комментариев. 

Что касается школьников и студентов, оказавшихся в списках, то после окончания январских митингов в поддержку Навального давление на них прекратилось. «Больше не было никаких упоминаний, эту ситуацию не вспоминали», — рассказал учащийся одной из школ Белово. По словам старшеклассников, никак пока учителя не реагируют и на акции, намеченные на 21 апреля. Школьники предполагают, что до местной администрации могли еще не дойти новости из Москвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.