in

Жизнь не сахар. Арестанты из спецприемника в Сахарово жалуются на нарушение своих прав

Задержанные в спецприемнике Сахарово
Задержанные в спецприемнике Сахарово. Фото: @martin_camera / Twitter

После задержаний на уличных акциях 23 и 31 января в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в Новой Москве оказались более 800 москвичей, арестованных столичными судами. К началу этой недели появились известия о многочисленных нарушениях прав арестантов со стороны сотрудников центра. «МБХ медиа» рассказывает о том, что сейчас происходит в «русском Окрестино».

Об обострении ситуации в спецприемнике, где содержатся задержанные на митингах, стало известно к вечеру 10 февраля: сразу несколько арестантов столкнулись с применением к ним физической силы со стороны надзирателей. Об этом сообщили активисты, оказывающим задержанным помощь с «воли». Первоначально сообщалось, что один из пострадавших объявил голодовку, однако затем это сообщение было опровергнуто

Как стало ясно позднее, репрессии, по всей вероятности, оказались спровоцированы публикацией 7 февраля в сети ролика, на котором 50 арестантов во дворе для прогулок ЦВСИГ скандируют: «Путин — вор!»   

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов. Фото: Медиазона

После обнародования видео ряд арестованных были допрошены следователями. По ряду свидетельств, им угрожали дополнительными сроками по статье об оскорблении представителей власти. Более того, по словам родственников задержанных как минимум один из заключенных, Шамиль Валишин, подвергся избиениям: во время допроса капитан Александр Паньженский ударил его по спине из-за отказа от дачи показаний по 51 статье Конституции.

Право не свидетельствовать против себя использовали на допросах и другие арестанты. После этого в некоторых камерах прошли обыски, сообщает телеграм-канал главреда сайта «Медиазона» Сергея Смирнова (арестованного за ретвит шутки, в которой было указание на дату акции и также содержащегося в спецприемнике), а у ряда задержанных были изъяты сотовые телефоны. Сотрудники Сахарово «стали абсолютно запредельно обыскивать людей: кладут лицом в пол и заламывают руки» — передает слова Сергея Смирнова канал проекта «ОВД-инфо».

Ранее он жаловался на плохие бытовые условия в камерах — в частности, на проблемы с отоплением и вентиляцией. Вечером 11 февраля канал «Смирнов под арестом» сообщил, что его перевели в камеру, где из-за жары у него поднялось давление.  

До особого распоряжения

Приведенными выше, впрочем, нарушения прав арестантов не исчерпываются. По свидетельству правозащитников, некоторые из задержанных не были выпущены сотрудниками ЦВСИГ на свободу вовремя, по истечении срока их административного ареста. Имя как минимум одного из них известно — это Евгений Баранцев, получивший 10 суток. Его срок завершился к 13:45 среды 10 февраля. Однако сотрудники центра не отпускали Евгения, обещая освободить его «только после особого распоряжения», сообщил телеграмм-канал правозащитной «Апологии протеста». Как сообщили «МБХ медиа» активисты, к 18.00 четверга 11 февраля Евгения Баранцева уже не было в спецприемнике. Его адвокат Татьяна Молоканова, не смогла подтвердить нашему изданию эту информацию, сославшись на то, что не имеет связи со своим подзащитным и сообщений о его освобождении не получала. 

Условия в спецприемнике Сахарово
Помещения в спецприемнике Сахарово. Фото: Лидия Шатохина
«Пять-шесть сообщений в день»

Кроме того, к вечеру среды 10 февраля стало известно о том, что в Сахарово объявил голодовку Дмитрий Иванов, автор телеграм-канала «Протестный МГУ». Об этом рассказала активистка Елизавета Нестерова. К вечеру четверга она эту информацию опровергла, однако, конфликт с сотрудниками ЦВСИГ у молодого человека действительно имел место. 

«Я в курсе данной истории: полицейским была применена сила в отношении Дмитрия, когда он ногой не дал сотруднику ЦВСИГ закрыть дверь в камеру», — сообщила «МБХ медиа» правозащитница, член ОНК Москвы Марина Литвинович. 

«Мне ежеутренне присылают сводку жалоб от активистов, пять-шесть сообщений в день. Вопросы разные. Например, по поводу сломанного крана в камере, бытовые — такие я по мере сил пытаюсь решить по телефону», — объясняет она. Есть и более серьезные, подчеркивает Литвинович, в том числе связанные с применением насилия сотрудниками ЦВСИГ. В таких случаях решить дистанционно не получается. Посетить Сахарово снова она собирается в пятницу, 12 февраля.

Марина Литвинович
Марина Литвинович. Фото: Личный архив
Против правил 

Ранее в своем сообщении в Facebook Литвинович констатировала, что в спецприемник действительно пришла «грубая полицейщина». Там начались обыски, а тех, кто снимался в нашумевшем ролике начали «прессовать». 

«Очень много эмоций. Я понимаю чувства молодых людей, оказавшихся в Сахарово. Я вижу реальные нарушения со стороны полиции, но не всегда и правы наши задержанные, — объясняет правозащитница, — Спецприемник —не пионерлагерь, если вы нарушаете внутренние правила, сотрудник полиции по закону имеет право против вас применить силу, и это нужно учитывать». 

«Сейчас я прошу руководство спецприемника не «усердствовать», но и ребят прошу не провоцировать, не создавать новых проблем, вести себя достойно и стараться не нарушать правила. Если есть возможность не нарушать», — говорит она. Если требования полицейского законны, их нужно выполнять, «нравится нам это или нет», настаивает член ОНК, даже если речь идет о людях, попавших в спецприемник несправедливо. «Одно дело защищать свои права, это святое, другое дело — «выеживаться». Многие из ребят в Сахарово это просто не понимают», — заключает она.    

Как сообщает «Интерфакс», уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева уже обратилась с запросом к руководству МВД и спецприемника по поводу жалоб на условия содержания в ЦВСИГ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.