Издания The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel установили имена и звания сотрудников ФСБ, которые, как утверждается, стояли за отравлением Алексея Навального в Томске. Кроме того, они выяснили, что это не первая попытка покушения на политика — за два месяца до инцидента силовики уже пытались его отравить, но тогда жертвой едва не стала жена Навального Юлия. «МБХ медиа» кратко рассказывает главное из расследования журналистского консорциума.
Институт
В ходе расследования отравления Сергея и Юлии Скрипалей в Лондоне The Insider и Bellingcat удалось выяснить, что «Новичок» сотрудники ГРУ получили из московского научного центра «Сигнал». Он входит в структуру Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а руководит «Сигналом» Артур Жиров. Журналисты проанализировали биллинги его телефонных переговоров и установили собеседников, с которыми он общался чаще всего. Среди них оказались сразу несколько сотрудников ФСБ. Проанализировав сотни тысяч звонков, расследователи выяснили имена как минимум восьми человек, принимавших, по их мнению, участие в отравлении. Интенсивность обмена звонками между ними и их начальством также косвенно свидетельствует об их причастности к отравлению: перед предполагаемыми покушениями абоненты созванивались намного чаще.
Ключевую роль в отравлении, как утверждается, сыграл Институт криминалистики ФСБ. Именно под его прикрытием действовала группа, перед которой поставили задачу убить Навального. Институт был основан в 1977 году в качестве высокотехнологичного следственного подразделения КГБ. Сотрудников института регулярно привлекают к расследованию громких дел: от гибели подлодки «Курск» до захвата заложников в Беслане и театральном центре на Дубровке, а также взрывов в метро Санкт-Петербурга. Еще во времена СССР агенты-перебежчики из КГБ рассказывали, что при институте также существовала секретная лаборатория, в которой занимались производством ядов, затем использовавшихся для политических убийств. Основной комплекс зданий так называемого «НИИ-2», как еще называют Институт криминалистики ФСБ, расположен на улице Академика Варги, также Институт занимает территорию в подмосковных Подлипках, недалеко от Королева. Руководит этот структурой инженер-химик, генерал Кирилл Васильев. Именно его подчиненные причастны к отравлению Навального и ряду других похожих операций, полагают авторы расследования.
Васильев, в свою очередь, находится в подчинении генерал-майора Владимира Богданова. Ранее он возглавлял Институт криминалистики, а теперь руководит его головным предприятием — Центром специальной техники ФСБ. Также он занимает должность замдиректора научно-технической службы ФСБ.
Восьмерка из ФСБ
В расследовании названы имена, а также приведены краткие биографии и снимки людей, которые, как утверждается, были причастны к покушению. В их числе — полковник и военный ученый Станислав Макшаков, который раньше работал в закрытом военном городке Шиханы-1, где и разрабатывался «Новичок». Старшим членом группы по отравлению Навального журналисты называют бывшего врача Олега Таякина, а ключевым оперативником — Алексея Александрова, у которого за плечами также работа врачом. Остальные участники группы — Иван Осипов, Константин Кудрявцев, Алексей Кривощеков, Михаил Швец и Владимир Паняев. Последний некоторое время жил в одном доме с Навальным, а после отравления политика адрес регистрации Паняева был изменен на Лубянку, 1, где расположена штаб-квартира ФСБ РФ, утверждается в расследовании.
Слежку за Навальным группа отравителей начала как минимум в январе 2017 года — почти сразу после того, как он объявил о планах участвовать в президентских выборах 2018 года. В рамках предвыборной кампании политик часто ездил в регионы, и практически в каждой поездке его сопровождал кто-либо из этой восьмерки (обычно по два или три человека). При этом чаще всего они вылетали другими рейсами и из других аэропортов, иногда прибывая на место на день раньше Навального. Периодически члены группы брали паспорта с вымышленными именами и фамилиями. Так, Александров был «Фроловым», а Осипов — «Спиридоновым».
Отравления супругов Навальных
Первая попытка отравления могла произойти еще в 2017 году — сам Навальный рассказал, что во время одного из перелетов испытал похожие симптомы, как при последнем отравлении, хотя и менее серьезные. «Через час после взлета меня пробил холодный пот, и я почувствовал, что что мне очень-очень плохо. Так плохо, что я сейчас умру. Поскольку я был весь мокрый, я с трудом дошел до туалета, там умылся холодной водой. Посидел 15 минут, и все прошло», — написал Навальный в своем блоге после выхода расследования. Затем политика отказались зарегистрировать кандидатом на выборах, и слежка на время прекратилась, но в 2020 возобновилась вновь.
В июле 2020 года Алексей и Юлия Навальные запланировали пятидневный отпуск в Калининграде, заранее забронировав номер в гостинице «Шлосс Отель Янтарный». Из Москвы они вылетели 3 июля. Судя по биллингу чекистов, как минимум трое из этой группы отправились в Калининград примерно в это же время. В поездке они поддерживали постоянную связь со своим начальником Макшаковым с помощью звонков и смс, полагают журналисты на основе данных биллинга.
Кроме того, за день до приезда Навальных в их номер приходили сотрудники ФСБ в штатском — об этом рассказали сотрудники гостиницы. Развязка истории последовала 6 июня, на следующий день после того, как троица покинула Калининград. Юлия Навальная внезапно почувствовала себя плохо по дороге в кафе. «Я просто шла по улице, чувствовала себя совершенно нормально. И внезапно почувствовала себя плохо. Потом очень плохо. Потом так плохо, как никогда в жизни себя не чувствовала. Алексей спрашивает: что у тебя болит? Чем тебе помочь? А у меня ничего не болит и я сама не понимаю, что происходит. Он принес мне воды, я пошла обратно в номер. По дороге присела на лавку и уже с трудом с нее встала. До номера еле добралась, хотя это было метров триста. Легла на кровать. Это было просто ужасно. Через час стало легче и я заснула. А утром всё было совершенно нормально», — рассказала жена политика.
Журналисты предполагают, что речь может идти об отравлении. Как раз в это время в Москве резко выросла интенсивность телефонных переговоров между членами группы предполагаемых отравителей и их начальством. Кроме того, в биллингах отражены звонки директору НЦ «Сигнал» Артуру Жирову и специалисту по химическому оружию Олегу Демидову. В итоге днем 6 июля в Калининград вылетел лично генерал Богданов. Следующие несколько дней он провел в местной штаб-квартире ФСБ, но чем именно занимался там высокопоставленный чекист, остается неизвестным.
По-видимому, спустя месяц члены отравители начали готовиться к новому покушению — на этот раз Александров, Осипов и Паняев отправились в Новосибирск, куда вскоре собирался вылететь и Навальный. Позднее Александров «засветил» свой телефон возле гостиницы, в которой собиралась остановиться Мария Певчих — глава отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией. Остальное время сотрудники ФСБ использовали другие телефоны, поэтому их передвижения по биллингу отследить не удалось. При этом данные о звонках других членов группы показывают два всплеска активности в работе — вечером 16 августа и ночью 19 августа. Первая из этих дат — последний день нахождения Навального в Новосибирске. На следующий день политик с командой уехали в Томск на машинах. «Возможно, изначально отравители хотели осуществить свой план уже в Новосибирске, но отъезд в Томск смешал карты», — предполагают расследователи.
Вторая дата — 19 августа — совпадает с предположительным временем отравления Навального. Так, Паняев отправил Макшакову смс примерно в то же время, когда Навальный отправился купаться в местной реке. Политик отсутствовал 2,5 часа, затем недолго пообщался со своей командой, которая сидела в баре при отеле Xander, где все они остановились. Затем Навальный пошел спать. Вскоре после этого Александров снова включил свой телефон — буквально на пару секунд, но этого хватило, чтобы определить его местоположение. Сотрудник ФСБ находился в центре Томска, всего в нескольких минутах езды от отеля Xander. Как, куда и когда был нанесен «Новичок», точно неизвестно, но журналисты предполагают, что веществом пропитали нижнее белье, которое Навальный сдавал в химчистку. Вещи доставили в номер как раз в тот момент, когда оппозиционер ходил купаться.
После того, как об отравлении Навального стало известно, Александров, Осипов и Паняев отправились в Горно-Алтайск. Авторы расследования предполагают, что там они избавлялись от одежды со следами «Новичка»: в соседнем Бийске находится Институт проблем химико-энергетических технологий, который связан несколькими госконтрактами с Институтом криминалистики — в частности, первый предоставляет «исследовательские и экспериментальные услуги в области химии».
Одна из последних поездок, которая имеет отношение к делу — вылет Кудрявцева из Москвы в Омск 25 августа. В городе он пробыл всего около 10 часов. Журналисты предполагают, что ему была поручена задача забрать одежду Навального.