По правительственной программе «Цифровая экономика» до конца этого года все российские школы подключат к интернету. Помимо этого, больше тысячи учебных заведений обещают оснастить IT-инфраструктурой. «МБХ медиа» выяснило у преподавателей информатики, участвующих в программе «Учитель для России» Владислава Акульшина и Валентины Ивановой, на каком этапе находится цифровизация в российских школах в селе и удовлетворены ли ею учителя.
Владислав преподает информатику в селе Каменка Воронежской области. По его словам, в их небольшой школе все оборудование поменяли еще шесть лет назад. Однако со столичной скоростью интернета сельскую не сравнить. «Раньше выдавало 60 мегабит в секунду, сейчас 40. Но при этом нужно понимать, что эти 40 разбиваются на сорок кабинетов, где установлены компьютеры. По факту он может иногда тупить. Есть еще Wi-Fi школьный – там скорость вообще 5 мегабит в секунду. У себя в кабинете мне проще [интернет] раздавать с телефона», –– рассказывает Владислав.
При этом, главную проблему Владислав видит в том, что в село завезли оборудование, но так и не завезли специалистов, которые бы могли за ним следить и вовремя чинить. Причина экономическая: рядовой системный администратор должен получать от тридцати тысяч, в Каменке он может максимум рассчитывать на одиннадцать.
«Год назад мне звонит кто-то из учителей и говорит, что в серверной “кто-то умирает”. У нас одно из устройств начало долго и протяжно пищать, шуметь вентиляторами. Я его обесточил, начал гуглить, что [с ним] такое. Посмотрел сзади [устройства] – а к прибору ведет только один провод питания, хотя по идее должен идти еще провод [для передачи данных] внешний, от «Ростелекома». То есть он [прибор] должен был как-то администрировать работу интернета, раздавать поток на компьютеры школы, но он просто пять лет стоял и работал вхолостую», –– говорит Владислав.
По словам учителя, работники «Ростелекома» приезжают только иногда –– чтобы решить собственные точечные задачи. Например, подготовить оборудование к корректной работе на выборах.
Мобильный не ловит, а провод один
Учительница информатики Валентина Иванова из деревни Пановы Кусты в Тамбовской области рассказывает, что в их школе высокоскоростной интернет пока что есть только на одном компьютере в ее кабинете. За этим компьютером сидит директор и отвечает на многочисленные письма. Раздать с него интернет нельзя — компьютер соединен с сетью с помощью кабеля.
Валентина вышла из трудной ситуации, купив собственный роутер. «Это такая маленькая коробочка, я приношу его каждый день в школу и с него раздаю на уроке, когда это необходимо, [интернет] на компьютеры. Соответственно, когда я уеду, этой коробочки не будет и интернета не будет тоже», – рассказывает учительница.
В школе в Пановых Кустах всего несколько компьютеров. Но по рассказам Валентины, из-за того, что в классах максимум по пять человек, недостаток техники не становится проблемой. За имеющимися компьютерами сидит по два человека, при необходимости – Валентина выводит изображение на экран своего ноутбука и показывает школьникам.
Тем не менее, есть ряд активностей, которыми школьники без интернета воспользоваться не могут. «Есть очень классная штука Kahoot, дающая возможность всем вместе участвовать в викторине, отвечая на вопросы. У всех школьников, конечно, есть телефоны, но у нас не ловит мобильный интернет», – делится Валентина.
Учительница считает, что в какой-то момент в каждом кабинете все же появится интернет. Просто пока что никто не занимается данным вопросом, и школа не понимает, откуда просить на это денег. «Нужно, чтобы возникла какая-то ситуация, чтобы он стал необходимостью веской. Например, какой-то скандал из-за того, что [в школе] нет интернета или какой-то указ сверху. А так это никому не нужно», –– размышляет Валентина.
Принуждение к технологиям
В школе Валентины цифровизация шагнула не очень далеко –– в учебном заведении, кроме компьютера, есть проектор и белый экран. Владислав из Каменки радуется электронному журналу –– он избавил его от 60% трудоемкой бумажной волокиты. Кроме этого, в его школе появились проекторы, интерактивные доски и устройства, на которых можно проходить тестирование ОГЭ и ЕГЭ.
«Цифровизация –– это хорошо, когда мы автоматизируем задачи. Но в остальном нужно понимать, зачем ты это делаешь. Видосики можно, конечно, показывать ученикам, но зачем?», –– размышляет Владислав.
Сам он не использует учебники, а авторские учебные материалы пишет сам. Их он скидывает на отдельный сайт –– он всегда под рукой, его всегда можно отредактировать, и он не занимает место в портфеле.
Его коллега, учительница геометрии и алгебры в Каменской школе, например, предпочитает интерактивную доску обычной. А знакомый Владиславу учителя использует на очных уроках Zoom вместо доски — так удобнее. В его классах, , рассказывает Владислав, всегда тишина –– активные дети пишут вопросы в чат, чтобы не мешать тем ученикам, которым нужно сосредоточиться.
Однако, по его подсчетам, стремящихся к цифровизации учителей — пятеро из ста. «Я сейчас делаю курс по тому, как работать в Canva (дизайн-конструктор, в котором в том числе можно создавать презентации. — «МБХ медиа»). На него пришли три или пять человек от школы», –– рассказывает учитель.
Он видит причину в том, что его коллеги сфокусированы на рутинной проверке домашних заданий и бумажной волоките. «Интерес исследовательский появляется, когда удовлетворены базовые потребности — поспать и не выгореть. Когда можешь поднять голову и посмотреть вокруг», –– считает Владислав.
Преподаватель убежден, что учителя все же способны заинтересоваться любопытными цифровыми альтернативами –– например, пособиями Яндекс.Учебника. На него, отмечает он, хорошо реагируют дети. Например, среди учеников его начальной школы он пробудил интерес к олимпиаде по математике.
Однако, по словам Владислава, инициатива начинает проявляться, когда цифровизация активно не навязывается сверху. Сейчас же, по его словам, учителей в принудительном порядке «гоняют по вебинарам», и это отбивает у его коллег всякую охоту к исследованиям в области технологий образования.