in

«Без всякого смысла». Вирусолог Константин Чумаков — о том, как и почему появляются новые штаммы коронавируса

Константин Чумаков
Константин Чумаков. Фото: из личного архива

Коронавирус продолжает мутировать, и пока каждый его штамм становится заразнее и опаснее предыдущего. Пока вакцины от COVID-19 эффективны против большинства известных нам разновидностей, однако в будущем это может измениться. Коротко о том, как меняется коронавирус и чем это грозит — в материале «МБХ медиа». 

Коронавирус продолжает постоянно меняться, рассказал в интервью «МБХ медиа» доктор наук, вирусолог, директор Центра глобальной вирусологической сети (GVN) Константин Чумаков. По словам ученого, обсуждаемый сейчас вариант «дельта» — далеко не первая мутация COVID-19. 

«Потому он и называется «дельта», потому что до него были «альфа», «бета», «гамма». Этот — четвертый. До него был английский вариант, потом южноафриканский, потом бразильский, теперь — индийский. На самом деле, я уверен, что если покопаться, то в России есть собственный вариант. А все валят на эту «дельту», на индийский вариант», — рассказал Чумаков. 

Ученый пояснил, что вирус постоянно меняется, чтобы заражать все больше организмов. Сначала он распространялся среди летучих мышей; когда у него изменился белок шипа, он приспособиться к жизни в организме человека — с помощью «спайкового» белка он смог связываться с рецепторами клетки — с белком ACE2, который отличается у летучей мыши и у человека.

«Поэтому вирус как бы подбирает «ключ к замку», ведь ему нужно открыть новый «замок», поэтому он чуточку меняется. Мутации возникают случайным образом, без всякого смысла. Ну, а дальше отбираются те из них, которые дают вирусу какие-то преимущества, чтобы легче заразить клетку», — объяснил эксперт. 

По словам ученого, этот «ключ к замку» и есть та цель, на которую направлены антитела, появляющиеся после вакцинации или заражения. Но ввиду того, что вирус адаптируется к препятствиям, он становится менее чувствительным к антителам — хотя и размножается после такой адаптации хуже, чем раньше. Поэтому новые варианты SARS-CoV-2 могут появляться и дальше — пандемию коронавируса не нужно воспринимать как однократное явление.

Насколько надолго он с нами и как часто он может мутировать? Точно ответить на этот вопрос специалисты пока не могут — большинство вирусов так себя не ведут. Кроме, может быть, гриппа, который живет похожим образом, меняясь с каждым годом. 

«Это постепенный дрейф. Мутации накапливаются, вирус постепенно меняется, и в какой-то момент вакцины становятся не эффективны. Тогда создают новую вакцину, и все идет по новому кругу. Будет ли то же самое с этим коронавирусом — мы [пока] не знаем», — заключил эксперт. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.