Социальные сети начали тестировать функцию сокрытия лайков под своими постам. Эксперты неоднозначно отнеслись к такому эксперименту. Блогеры считают, что лайки — единственный показатель успешности и популярности, поэтому лайки и дизлайки нужно оставлять открытыми. Исследователи новых медиа, в свою очередь, полагают, что сокрытие лайков поможет избавиться от предвзятого отношения к задизлайканному контенту.
На данный момент тестировать функцию отключения лайков начал Instagram. Теперь пользователи некоторых стран могут скрыть этот счетчик от посторонних пользователей. В скором времени такая возможность появится и у пользователей Facebook.
В Instagram считают, что с помощью новой функции они смогут помочь пользователям снизить уровень стресса, так как они меньше будут переживать по поводу маленького количества лайков под постами. В компании сказали, что они уже давно хотели ввести эту функцию, однако им пришлось отложить нововведения из-за пандемии Covid-19.
До этого похожее тестирование запустил видеохостинг Youtube, который начал проводить эксперимент с сокрытием дизлайков. В Youtube посчитали, что таким образом они смогут бороться с токсичными комментариями и массовыми дизлайк-атаками. Так, например, в сентябре 2019 года Тимати удалил клип «Москва», который он снял вместе с Гуфом, из-за того, что тот собрал около 1,4 миллиона дизлайков с всего 85 тысячами лайков.
Российский ютюб-блогер Валентин Петухов, известный как Wylsacom, с сомнением относится к подобным экспериментам со стороны интернет-платформ. Блогер считает, что лайки подстегивают конкуренцию, а их сокрытие может ухудшить качество контента.
«Лайки, дизлайки должны оставаться, тем более в тех сервисах, где они существовали до этого. Это хорошая метрика, которая позволяет понять, насколько человек делает интересный контент. Лично мне всегда было интересно наблюдать за этой метрикой и обсуждать ее, поэтому мне кажется, что они себе просто в ногу стреляют. Лайки были хорошим мотиватором [для блогеров] делать контент интереснее и качественнее, чтобы людям больше нравилось. И если все это скрыть, тогда уменьшится активность и вовлеченность [пользователей]. Я надеюсь, что все останется, как есть», — сказал Wylsacom «МБХ медиа».
Хотя блогер видит в эксперименте соцсетей плюсы для обычных людей, которые не занимаются блоггингом, он подчеркивает, что для интернет-среды нормально быть агрессивной и некомфортной, и нужно привыкать, что у твоего поста может быть мало лайков и много дизлайков.
«Глобально для людей, которые активно не занимаются соцсетями, это сыграет в плюс, потому что для некоторых действительно может стать стрессовой та ситуация, когда у них много или мало лайков. Но, с другой стороны, сервисы с этим всем [функцией лайков и дизлайков] начинались, и это прекрасно работает. Мне кажется, что все стали очень нежными, все пытаются на что-то обидеться, из-за чего-то расстраиваются. Но интернет достаточно агрессивная среда, поэтому здесь и должно быть это все — и лайки, и дизлайки», — подчеркнул Wylsacom.
Эксперт по новым медиа Антон Меркуров в разговоре с «МБХ медиа» сказал, что ввод подобных функций позволит честнее оценивать контент, которые пользователи видят в интернете.
«Это интересный эксперимент, потому что во многих случаях наличие количества лайков заставляет людей необъективно относиться к контенту. Вы видите десять картинок одинаковых, но у одной из них 10 лайков, а у другой — 100 тысяч. Естественно, вы автоматически будете тянуться к той, под которой 100 тысяч.
Так оно все меняется [соцсети через ввод новых функций] Сервисы меняются, в сервисах что-то происходит, и это нормальная эволюция», — сказал эксперт.
Также Меркуров считает, что сегодня лайк — это очень важный феномен взаимодействия людей друг с другом, который может даже как-то повлиять на мир, и если люди переживают по поводу того, что у них мало лайков, значит, «проблема не надуманная».
«Как мы знаем, лайк может совершить чудо, каждый лайк что-то значит, можно петицию какую-то залайкать и спасти мир, допустим. Также лайк — это проверка качества продукта. Иногда лайк — это просто способ самолюбования. Ничего другого мы не придумали, потому что нужна какая-то обратная связь, не имеющая существенных затрат для пользователя», — считает Меркуров.