in

Каких перемен во внешней политике можно ожидать после послания Путина Федеральному собранию

Владимир Путин во время выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию
Владимир Путин во время выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Фото: пресс-служба Кремля

Утром 21 апреля президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. В ходе своего выступления глава государства говорил о «попытке переворота» в Белоруссии и сравнил врагов России с «Шерханом и Табаки». «МБХ медиа» попросило главного редактора сайта Carnegie.ru Александра Баунова и политтехнолога Константина Калачева раскрыть смысл метафоры Путина и предсказать поведение России на внешнеполитической арене в ближайшее время.

Как объяснил бывший дипломат и главный редактор сайта Carnegie.ru Александр Баунов, Владимир Путин намеренно обошел стороной тему Донбасса, так как она уже не пользуется большим спросом у населения. Именно поэтому президент заострил свое внимание на летних событиях в Белоруссии, вместе с тем затронув революцию в Украине. 

«Он [Путин] говорил о попытке свержения Януковича и явно связывал это с попыткой свергнуть Лукашенко. Провел между ними линию и как бы намекнул, что нарушение этих границ, так сказать красных линий, свержение правителей, независимо от того, нравятся они вам или нет, является поводом для того, чтобы Россия действовала без учета статуса-кво», — пояснил эксперт. 

Главный редактор сайта Carnegie.ru Александр Баунов
Главный редактор сайта Carnegie.ru Александр Баунов. Фото: Olga Bulgakova / Facebook

При этом главным внешним соперником Путин все еще видит США, а также Украину и Чехию. Именно это и стало основой для сравнения внешних противников с персонажами из сказки Киплинга Шерханом, главным антагонистом, и Табаки, его прислужником.

«Как бы с его точки зрения восточная Европа лишена субъектности, это люди, которые, в общем, хотят угодить Соединенным Штатам и таким образом бегут впереди тигра. Тигр еще не начал атаковать, а стая сателлитов уже кинулась. Такое унизительное высказывание», — пояснил Баунов. 

Кроме того, эксперт предположил, что Путин не случайно выбрал для сравнения персонажей именно из сказки Киплинга. По его мнению, президент взял в расчет то, что в западных странах Киплинг считается неполиткорректным писателем и колониалистом. 

«Мне кажется, этим от также хотел сказать, что в западном мире Киплинга уже нельзя назвать великим писателем, а мы можем», — добавил он. 

Учитывая все вышесказанное, Баунов предположил, чем может завершиться завтрашняя встреча Путина с белорусским президентом Александром Лукашенко. Эксперт считает, что теперь, обозначив внешних врагов и намекнув на жесткий ответ в случае пересечения «красных линий», лидеры стран объявят о строительстве военной базы в Белоруссии, от которой, по словам Баунова, долгое время отказывался Лукашенко. 

«Это будет означать, что теперь у Украины появится северный фронт, которого раньше не было. Если дойдет до конфликта, российские войска будут нависать прямо над Киевом», — заключил он. 

Похожей точки зрения придерживается российский политтехнолог Константин Калачев. По его мнению, Владимир Путин отразил в своей речи актуальные запросы населения и именно поэтому не стал возвращаться к теме Донбасса и текущей ситуации на Украине и вместо этого уделил больше внимания Белоруссии. Кроме того, ситуация в Белоруссии сейчас стала более ярким и актуальным примером «оранжевой угрозы», чем Украина. 

Политтехнолог Константин Калачев
Политтехнолог Константин Калачев. Фото: Сергей Шпотин / Facebook

«Говорить о происках партнеров в Донбассе поводов нет. Тем более, что Донбасс довольно стабилен. А вот ситуация в Белоруссии, хотя и стабилизировалась, имеет неясные перспективы. И можно использовать белорусский кейс, чтобы на новом историческом этапе пугать россиян возможностью дестабилизации, предъявлять доказательства того, что международные шпионские организации и мировая закулиса, отдельные правительства способны и готовы подорвать вполне легитимный режим», — считает Калачев. 

Обозначив опасность подрыва государственного устройства извне, Путин намекнул на ограниченный суверенитет некоторых государств-союзников США и подлинный суверенитет Америки своей киплинговской метафорой. 

«Шерхан — это США, а все остальные — союзники США по Североатлантическому альянсу. Мы же все время сталкиваемся с этим пониманием современного мира в модели суверена и его вассала. То есть в какой-то неофеодальной модели. Есть главный суверен — обладатель неограниченного суверенитета, и есть остальные, которые часть своего суверенитета ему делегировали и вынуждены идти в формате политики того, кто диктует правила. Вот как ситуация развивается с Японией, например. У США есть ядерное оружие, а у Японии нет. У Америки есть база в Японии, а у Японии в Америке баз нет. Вот и ограниченный суверенитет. С партнерами США говорить, конечно, можно, но договариваться нужно с самым главным», — пояснил политтехнолог. 

Параллельно Путин изобразил Россию как дружественного союзника, поддержав Лукашенко и высказав готовность встать на защиту суверенитета Белоруссии. 

«Путин Лукашенко практически поддержал в теме попытки госпереворота и покушения, хотя, конечно, история странная. Заговорщики едут в Москву обсуждать переворот. Не в Варшаву, не в Вашингтон, не в Прагу, а в Москву, что уже само по себе странно. Соответственно, младшему брату нужна помощь в защите суверенитета», — объяснил эксперт. 

На фоне такой открытой поддержки на завтрашней встрече лидеры двух стран, вероятнее всего, будут обсуждать не только военно-политическое, но и экономическое сотрудничество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.