Генеральная прокуратура России подала первую в истории страны международную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Российские власти считают, что Киев нарушил правила Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. Коротко о том, чего добивается Москва — в материале «МБХ медиа».
Документ с требованием привлечь Украину к ответственности на нарушение Конвенции Совета Европы опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры России. В нем говорится, что все эти якобы преступные действия стали следствием «насильственной смены власти на Украине в феврале 2014 года».
«Обращение призвано привлечь внимание Европейского Cуда и всего мирового сообщества к грубым и систематическим нарушениям прав человека украинскими властями, зафиксировать в международно-правовом поле многочисленные факты преступных деяний, заставить власти Украины прекратить их совершение, провести надлежащее расследование и немедленно привлечь виновных лиц к ответственности, восстановить мир и согласие на территории Украины», — говорится в сообщении.
Согласно документу, Москва обвиняет Киев в:
- гибели мирного населения, а также незаконном лишении свободы и жестоком обращении с людьми, в том числе на Майдане, в Одессе и Донбассе;
- гибели людей, нанесению вреда здоровью и уничтожении имущества при обстрелах сопредельной российской территории;
- подавлении свободы слова и преследовании несогласных с государственной политикой, включая политиков и журналистов;
- вытеснении русского языка из общественной сферы и дискриминации русскоговорящего населения;
- дискриминации российского бизнеса;
- лишении жителей юго-востока Украины возможности участвовать в выборах;
- блокировании Северо-Крымского канала «как основного источника пресной воды для жителей Крымского полуострова»;
- нападении на российские консульские, дипломатические и другие представительства;
- падении малазийского боинга МН17 летом 2014 года из-за «незакрытия властями Украины воздушного пространства над зоной боевых действий».
Российские власти потребовали, чтобы Украина немедленно открыла Крыму доступ к пресной воде, прекратила ограничивать русскоязычное население и предоставила ему возможность получать общее и высшее образование на родном языке, а также отменило запрет на вещание российских СМИ в стране.
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев назвал подачу жалобы российской Генпрокуратуры «историческим» событием.
«Это первое действие Генпрокуратуры в рамках ее новых полномочий в рамках изменений закона «О прокуратуре Российской Федерации», которые Совет Федерации одобрил 23 июня этого года. В этом смысле жалоба имеет исторический характер, однако, убежден, она может иметь и исторические по масштабу последствия», — написал он на своей странице в Facebook.
По-мнению Косачева, такое действие со стороны российский властей «приведет в чувство» украинское руководство, военных и сторонников проевропейской политики в стране. Он также добавил, что надеется на быстрое рассмотрение данного вопроса представителями ЕСПЧ, как это обычно происходит жалобами, поданными против России.
Надежду на то, что Европейский суд по правам человека все-таки рассмотрит данную жалобу также выразил российский МИД. Ведомство уже выпустило по этому поводу официальное заявление.
«Ожидаем беспристрастного и неполитизированного отношения ЕСПЧ к российской жалобе, а также досконального исследования судом представленных государством-истцом материалов и доказательств», — говорится в сообщении министерства.
Подачу Россией иска к Украине в ЕСПЧ прокомментировали и в Кремле.
«Это абсолютно закономерное обращение, которое предусмотрено правилами этой международной организации. Мы действительно не имеем реакции организации по многим вопросам, в рамках, опять же, тех норм, которые установлены в этой организации, Россия предпринимает действия. Президент говорил о весьма-весьма негативных процессах, которые сейчас происходят на Украине. Конечно, Россия вправе ожидать реакции ЕСПЧ на эти негативные процессы», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Киев жалобу российской Генпрокуратуры в Европейский суд пока никак не прокомментировал.