Первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин в интервью РБК рассказал, что к 2030 году банк рассчитывает достичь «углеродной нейтральности». Этот термин означает снижение выбросов углекислого газа и его аналогов в процессе работы, переход на возобновляемые источники энергии, либо компенсирование выбросов за счет углеродно-отрицательных проектов — например, высадки лесов. Речь идет о ESG-стратегии банка — этот термин расшифровывается как Environmental, Social and Corporate Governance, то есть окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление.
По словам Ведяхина, сейчас у Сбербанка довольно небольшой углеродный след: его формируют выбросы при использовании автотранспорта, выпуск пластиковых карт, потребление бумаги и использование оргтехники. «Наш углеродный след можно обнулить за счет высадки деревьев, сокращения [использования] бумаги, перехода на экологически сберегающий транспорт», — утверждает представитель кредитного учреждения.
Достичь углеродной нейтральности также планируется за счет сокращения использования пластика — в частности, того, который используется в офисной технике и плохо поддается переработке. Ведяхин рассказал, что Сбербанк уже отказался от закупки 13 тысяч шредеров, а также новых картриджей — в пользу перезаправки старых. Кроме того, идет переработка банковских карт в оконный профиль для офисов, а пластиковых стаканчиков — в экоручки. Среди других инициатив Сбербанка — экономия электроэнергии и раздельный сбор мусора.
Ведяхин также рассказал, что принятие ESG-стратегии направлено на увеличение привлекательности банка для клиентов и инвесторов. По его словам, речь идет не просто о моде, а о настоящем «перевороте мировоззрения и практики ведения бизнеса».
В России «экологичное» управление бизнесом пока не очень распространено, в отличие от западных стран. Одной из самых передовых компаний в этом отношении считается Google. Глава IT-гиганта Сундар Пичаи ранее заявил, что еще в 2007 году Google удалось стать углеродно-нейтральной компанией. Кроме того, она уже компенсировала все выбросы, произведенные за всю историю своего существования. Следующая амбициозная цель компании — целиком перейти на потребление энергии из возобновляемых источников. Ее планируется достичь к 2030 году.
По тому же пути идут и многие другие корпорации. Microsoft к 2030 году намерена стать углеродно-отрицательной компанией, то есть удалять из атмосферы больше углерода, чем производит сама — в том числе благодаря инвестированию в новые технологии и переходу на возобновляемые источники энергии. Apple также обязалась инвестировать в «зеленые» проекты, такие как восстановление мангровых лесов, развитие солнечной энергии и тому подобные.
Между тем, в Евросоюзе звучат предложения установить единые формы для раскрытия информации о ESG. С такой инициативой выступила Еврокомиссия. Если предложение будет принято, крупные и средние европейские компании должны будут раскрывать информацию о ESG в стандартизированном виде. Речь идет не только о данных о влиянии на окружающую среду, но и, например, о социальной политике и практиках в сфере борьбы с коррупцией, корпоративного управления и защиты прав человека.