in

«Он всегда побеждал»: соратники Андрея Сахарова о его выступлении на Съезде народных депутатов в 1989 году

Академик Андрей Сахаров
Академик Андрей Сахаров. Фото: Валентин Соболев / ТАСС

21 мая 2021 года исполнилось бы 100 лет Андрею Сахарову — академику, Нобелевскому лауреату и правозащитнику. «МБХ медиа» запустило нарративный подкаст о советском физике и общественном деятеле, который, несмотря на звание, карьеру и особое положение, всегда выбирал свободу. Редактор отдела подкастов Дарья Данилова поговорила с родственниками, друзьями, соратниками и коллегами академика Сахарова и узнала, почему его называли «совестью мира». Это первая из восьми историй из жизни ученого, в которой ему пришлось делать выбор.

Первый выпуск посвящен выступлению Сахарова на I Съезде народных депутатов в 1989-м – том самом, где Сахаров читает речь, а депутат смеются и захлопывают его, и Горбачев постоянно жмет на звонок, и никто не хочет слышать слов, которые окажутся для страны пророческими.

В стране вовсю кипит перестройка. У власти Горбачев – первый руководитель Советского союза, готовый к решительным переменам: переходу к рыночной экономике, налаживанию контактов с западом и общей демократизации строя. Но Сахарову кажется, что реформы идут слишком медленно и выполняют скорее декоративную функцию. Он считает, что народные депутаты должны взять быка за рога и ускорить перестройку – иначе перемены сойдут на нет. Поэтому к первому съезду народных депутатов СССР Андрей Дмитриевич пишет декрет о власти. По его идее, он должен стать основным документом съезда и задать новый вектор перестройки. Одним из важнейших пунктов декрета стала отмена 6-й статьи советской Конституции, провозглашавшей руководящую роль одной партии – КПСС.

В подкасте «МБХ медиа» коллега Сахарова по Физическому институту имени Лебедева (ФИАН) и политической работе, физик Анатолий Шабад рассказал, что именно он подсказал академику, что эту статью необходимо исключить из основного закона СССР.  

«У меня даже бумага есть [с речью для выступления], которую он мне дал на съезде, где он представлял декрет о власти, и там ничего не было сказано о 6-й статье. Я ему позвонил и говорю: «Ну как же так?! В Конституции написано, что партия – руководящая сила. Все – их право. Но когда он это увидел, на следующий же день ввел в свое повторное выступление это требование – ликвидацию 6 статьи Конституции», – отметил ученый.   

Сам же Сахаров в своей книге «Горький, Москва, далее везде» вспоминал, что текст декрета о власти он обсуждал с некоторыми друзьями и соратниками, в том числе с Шабадом, но окончательный текст написал накануне съезда и не успел с кем-либо обсудить, в том числе первый пункт об исключении статьи 6 Конституции СССР («Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза…»). 

Кроме отмены 6-й статьи Конституции, в своем декрете Сахаров предлагал перейти к федеративной системе устройства, сократить вдвое срок службы в армии (тогда срочники служили два года, а на флоте – вообще три), а также объявить свободу слова и информации. За время съезда академик несколько раз пытался выступить с декретом, но ему не давали слова. Он даже попросил о личной встрече с Горбачевым, но тот сказал, что съезд не может заниматься всеми законами сразу – их слишком много. Однако физик продолжал настаивать и, наконец, получил возможность высказаться.

«Уже под занавес Горбачев дал мне слово. Он пытался ограничить мое выступление пятью минутами – я возражал, требуя 15 минут, так как мое выступление носит принципиальный характер. Я ссылался на то, что был записан в прениях по его докладу и на свое положение в обществе. Горбачев не соглашался. Я начал говорить, не имея подтверждения права на 15-минутное выступление и рассчитывая добиться этого просто упорством», – писал Сахаров в книге «Горький, Москва, далее везде».

Академик провел на трибуне 14 минут, вместо отведенных пяти. Перекрикивая аплодисменты, увещевания Горбачева и смех депутатов, он зачитал важнейший документ, который должен был поставить страну на новые рельсы. И хотя большинство сидящих в зале не хотели его слушать, все же его слова были услышаны.

Физик и правозащитник Борис Альтшулер, близко знакомый с Сахаровым, вспоминает, что в итоге академика услышала вся страна, поскольку его речь транслировалась на весь СССР, на миллионы.

«И шахтеры, которые объявили забастовки через месяц после окончания съезда, в июле, Донбасс, Кузбасс, Воркута – лозунги были взяты из декрета о власти Сахарова, которую он тогда объявил. То есть он обращался к народу, чтобы он поддержал Горбачева в его хороших начинаниях, а не Горбачева, который тормозит перестройку. Если бы Сахаров не умер или не убили, то тогда не знаю, конечно… Другая была бы история России, я уверен. Он всегда побеждал, он бы и с демократией победил бы, а так ничего не получилось», – сказал Альтшулер.   

Первый выпуск подкаста-воспоминания об Андрее Сахарове слушайте также на ВК | Apple Podcasts | Castbox | Яндекс. Музыке | Google Podcasts и на других платформах.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.