in

«Они сделали не такую уж плохую вакцину». Вирусолог Константин Чумаков — об эффективности российских препаратов против COVID-19

Константин Чумаков
Константин Чумаков. Кадр из видео "Эхо Москвы"

Почему российские вакцины от COVID-19 до сих пор не признаны на Западе, что они собой представляют и насколько они эффективны, в интервью «МБХ медиа» рассказал вирусолог и директор Центра глобальной вирусологической сети (GVN), , более 30 лет живущий и работающий в США, Константин Чумаков. 

«Спутник V»

«Спутник V» Чумаков считает действительно эффективным препаратом. Однако на процедуре признания вакцины на Западе сказалась нехватка опыта ее разработчиков.

«Центр имени Гамалеи не создал ни одной вакцины за последние лет пятьдесят. Это неплохой научно-исследовательский институт, который занимается более-менее фундаментальными разработками, у них квалифицированные кадры, они сделали не такую уж плохую вакцину. Но у них, по всей видимости, совсем нет опыта, как эту вакцину внедрять, и они совершили много ляпов, за которые теперь приходится расплачиваться. Они скомкали клинические испытания, и теперь очень трудно даже собрать это досье, потому что это было сделано в нарушение принятых правил», — сказал Чумаков. 

Разработчики, говорит ученый, не предоставляют западным регуляторам всю необходимую информацию о вакцине, что и вызывает ответный скепсис. Политики же тут никакой нет, считает вирусолог. 

«Если бы производитель работал с регуляторами добросовестно и предоставлял всю информацию, которая требуется, и исправлял бы все огрехи, которые могут быть найдены, — то я не вижу причины, почему бы их вакцину не зарегистрировать. Никакой политический деятель не может позвонить и сказать: затормозите эту русскую вакцину. Это просто невозможно. Это абсурд», — сказал Чумаков. 

«КовиВак»

По мнению вирусолога, институт имени Чумакова, который разработал «КовиВак», «вполне респектабельное учреждение-производитель», имеющее хороший опыт в разработке вакцин. Кроме того, их вакцина разработана по традиционной схеме, что и вызывает к ней интерес людей («КовиВак» — вакцина, изготовленная на основе цельного коронавируса SARS-CoV-2, но инактивированного, то есть мертвого. «Спутник V», в свою очередь, вакцина векторная, в ней безопасный для человека фрагмент коронавируса доставляется с помощью вектора, человеческого аденовируса. — «МБХ медиа»).

«Многие с удовольствием привились бы этой вакциной. Но ее мало, не хватает всем желающим. Вина ли это института? Нет. Вот у них есть свои ресурсы, они на их основе делают, что могут. А почему бы правительству, если оно видит, что этой вакциной хотят привиться многие, почему бы ему не обратиться к руководству института с предложением: ребята, что вам нужно, чтобы увеличить производство вакцины — новую площадку, пару миллиардов? Это ведь так просто! Все можно сделать. Поэтому мне кажется, что здесь недосмотр со стороны правительства. Если в Центре Чумакова действительно сделали вакцину, которой население хочет привиться, то почему бы это не сделать возможным?», — говорит Чумаков. 

«ЭпиВакКорона»

По мнению Чумакова, «ЭпиВакКорона», вовсе не эффективна: технологии, по которым она разработана, показали свою научную несостоятельность. Соответственно, такая вакцина не может защитить людей. 

«Это не вакцина, собственно говоря. Это такой исследовательский препарат, идея которого состоит в том, чтобы иммунизировать не целым белком, а его небольшими частями — эпитопами, которые ключевые для создания иммунного ответа. То есть белок — это большой клубок, а некоторые петли этой свернутой в клубок цепи выходят на поверхность и могут связываться с антителами. Эта идея была очень популярна в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, когда открыли эти эпитопы и ученые подумали, что можно сделать чистенькую вакцину, и как это будет здорово. Это красивая идея, но оказалось, что она не работает», — сказал вирусолог. 

Константин Михайлович Чумаков — выпускник биологического факультета МГУ имени Ломоносова, доктор биологических наук, один из ведущих американских вирусологов, а также представитель научной династии, внесшей большой вклад в фундаментальную и прикладную биологию и медицину. Его отец, академик Михаил Петрович Чумаков, — выдающийся советский вирусолог, основатель и первый директор Института полиомиелита и вирусных энцефалитов. Среди его заслуг — участие в открытии и изучении вируса клещевого энцефалита, организация клинических испытаний и внедрения первой живой вакцины против полиомиелита.

Константин Чумаков с 1973 по 1987 год был научным сотрудником лаборатории молекулярной биологии и биоорганической химии Московского государственного университета, с 1987 по 1989 год — заведующим лабораторией бактериальной генетики Института микробиологии АН СССР в Москве. С 1989 года живет и работает в США.

В настоящее время Константин Чумаков является адъюнкт-профессором Университета Джорджа Вашингтона и Университета Мэриленда, директором Центра глобальной вирусологической сети, а также советником Всемирной организации здравоохранения и членом Комитета ВОЗ по исследованиям полиомиелита.

В интервью «МБХ медиа» Константин Чумаков высказал исключительно свою личную точку зрения.

Полностью интервью с Константином Чумаковым читайте здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.