Общественная палата утвердила новую редакцию Кодекса этики членов ОНК по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Членам комиссии запретят рассказывать о заключенных без их ведома, а также высказываться от имени всей комиссии.
Экс-член ОНК Марина Литвинович сообщила «МБХ медиа», что связывает нововведения со своей активностью в соцсетях и СМИ. «Я думаю, что моя активность по освещению ситуаций с заключенными, безусловно, и стала причиной нового кодекса. Кажется, что комиссии решили обезопасить от случаев, когда члены ОНК что-то рассказывают о ситуации с заключенными. Все это, естественно, нацелено на то, чтобы вся деятельность комиссии проходила в тишине. Чтобы общественность, которая и направляет членов ОНК в СИЗО, тюрьмы и колонии, ничего не знала», — сказала Литвинович.
По ее словам, введение таких правил «приводит к выхолащиванию института ОНК, делает его слабее». «Это не в интересах общества, безусловно», — заявила она.
Новую редакцию Кодекса подготовил Координационный совет ОНК субъектов России, а также поддержал Совет ОП. Теперь члены ОНК не смогут выступать от имени всей комиссии без разрешения председателя ОНК или решения, принятого на заседании комиссии.
Кроме того, членов ОНК обяжут «контролировать свое поведение и не допускать неуважительного отношения к своим коллегам, представителям органов государственной власти и администрации мест принудительного содержания, а также к лицам, находящимся в этих учреждениях».
Членам ОНК запретят разглашать без согласия лиц, находящихся в местах принудительного содержания, информацию, полученной по результатам проведения общественного контроля, а также использовать ее в своих профессиональных интересах или интересах третьих лиц.
6 апреля Совет Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК одобрил досрочное прекращение полномочий Марины Литвинович «вследствие неоднократного нарушения ею Кодекса этики».
5 марта ОНК Москвы проголосовала за то, чтобы начать процесс исключения Литвинович из организации якобы из-за разглашений данных следствия, которое велось в отношении Любови Соболь. За то, чтобы Общественная палата рассмотрела вопрос об исключении Литвинович из ОНК проголосовало более половины членов ОНК (22 человека). “Против” — семь человек. Трое воздержались.