Формульные цены на российскую нефть, которые служат ориентиром при ценообразовании на внутреннем рынке, стали отрицательными, сообщает агентство Argus.
Так, котировка Argus fip (Free in pipe означает, что продавец обязан доставить за свой счет товар к трубопроводу) Западная Сибирь 30 марта была равна минус 1 007 рублей за тонну, а 31 марта — минус 1 200 рублей за тонну.
Это значит, что в последние два дня стоимость доставки нефти из Западной Сибири и экспортная пошлина превысили цену, по которой сорт Urals можно продать в Евросоюзе.
«Поставщики беспокоятся, что продолжительный период низких цен будет способствовать нулевой или даже отрицательной доходности продаж нефти в России», — пишет агентство.
31 марта сорт российской нефти Urals подешевел до $13 за баррель. При такой цене обнуляются экспортные пошлины на нефть и резко снижается налог на добычу полезных ископаемых. Эти налоги приносят российскому бюджету больше трети доходов.
6 марта участники сделки ОПЕК+ не договорились о сокращении добычи на дополнительные 1,5 млн баррелей в сутки. Россия выступила против такой меры. В итоге Саудовская Аравия начала наращивать объемы добычи. На фоне этих новостей 9 марта цены на нефть рухнули, стоимость нефти марки Brent в моменте опускалась до $31,02 за баррель. Это стало сильнейшим падением нефтяных цен внутри одного дня с 1991 года.
Все это привело к падению рубля. Вслед за этим также упала стоимость российских ценных бумаг на фондовых рынках. На фоне объявления пандемии из-за коронавируса падать начали и американские рынки. Аналитики Bloomberg подсчитали, что стоимость доллара может достигнуть 97 рублей.