В Южном окружном военном суде в начале апреля начали слушать дело террориста Али Тазиева по прозвищу «Магас». Ему грозит уже третье пожизненное заключение. На этот раз его обвиняют в нападениях на посты ДПС в составе бандформирования и подрыве бронетранспортера. Свою вину он не признает.
Заседание началось с ходатайства Тазиева о предоставлении ему переводчика, поскольку он владеет русским языком не в полном объеме. Адвокат по назначению Аракси Касабян поддержала ходатайство своего подзащитного. Прокурор Александр Гладченко возражал и зачитал несколько процессуальных документов из прошлых дел, согласно которым Тазиев владеет русским языком и даже сам отказывался от услуг переводчика. Прокурор выразил уверенность, что просьба о переводчике — не более, чем попытка затянуть процесс. Суд в ходатайстве подсудимому отказал и перешел к разъяснению прав.
«В тот раз я вам говорил и сейчас говорю: мне с этим вашим чтением ничего не понятно, я не слышу и не понимаю. По крайней мере, не слышу. Вы тихо и быстро говорите. Погромче можете? Или микрофон поставьте, что-нибудь сделайте, я должен слышать», — возмутился подсудимый.
«Я учту ваши пожелания», — улыбнулся в ответ председательствующий судья Ризван Зубаиров и громко разъяснил Тазиеву право на отвод.
Подсудимый тут же поспешил заявить отвод всему Южному окружному военному суду, поскольку он ему не доверяет. Он напомнил, что на прошлом заседании просил судить его при помощи коллегии присяжных и перенести процесс в другой суд.
«Я коллег ваших видел, прокуроров ваших видел, два раза через ваш суд проходил, меня здесь дважды судили. Доверия никакого к вам нет», — резюмировал свой отвод Тазиев.
Адвокат его поддержала. Прокурор вновь возразил, добавив, что оснований для отвода нет. Суд удалился на полчаса, а по возвращении в отводе отказал.
«Магас» заявил еще два ходатайства: о ведении аудиопротокола судебного заседания и о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела. Первое суд удовлетворил, во втором — отказал, пообещав дополнительную возможность в ходе оглашения материалов стороны обвинения. Подсудимый снова сказал, что не верит суду, потому что в прошлый раз ему тоже обещали аудиопротокол, но в итоге сказали, что его нет.
Прокурор огласил уже третье в жизни Тазиева обвинительное заключение. Ему вменяют четыре эпизода посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов, четыре эпизода умышленного уничтожения имущества, незаконные изготовления и хранение оружия и боеприпасов и умышленное убийство. Только по одному из эпизодов посягательства на жизнь правоохранителя закон предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. По версии следствия, в 2009-2010 годах он в составе террористического объединения «Ингушский джамаат» организовал три вооруженных нападения на посты ДПС Назрановского района Ингушетии, в результате чего девять сотрудников полиции и одиннадцать военнослужащих получили ранения, а четыре человека, включая двух гражданских лиц, случайно оказавшихся на месте преступления, убиты. В декабре 2009 года участники банды под руководством Али Тазиева на автодороге М-29 «Кавказ» совершили подрыв бронетранспортера войсковой части № 3918 внутренних войск МВД, в результате которого четверо военнослужащих, находящихся в машине, получили ранения.
По словам его адвоката Аракси Касабян, в обвинительном заключении и показаниях потерпевших присутствует много противоречий. В ходе судебного следствия сторона защиты планирует обратить на них внимание суда, но пока не может разглашать детали.
Сейчас Али Тазиев отбывает пожизненный срок по приговору Южного окружного военного суда. В октябре 2013 года суд признал его виновным в организации нападения на Назрань в июне 2004 года, когда были убиты 98 человек, большинство из которых — сотрудники правоохранительных органов, а 113 получили ранения, а также за подрыв рейсового автобуса в Невинномысске в 2007 году. В результате взрыва бомбы, упакованной в пакет из-под сока, в салоне «Икаруса» погибли трое пассажиров, а еще 17 были ранены.
Суд посчитал доказанным факт организации Тазиевым покушения на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в 2009 году, и взрыва в ОВД по Назрани и Назранскому району Ингушетии в том же году. Всего же, по данным следствия, в результате организованных Магасом терактов погибли 26 человек и еще 308 получили ранения разной тяжести.
В 2015 он получил еще одно пожизненное за участие в рейде боевиков на Ингушетию в 2004 году. Тогда погибло 98 человек, более ста были ранены. Свою вину он отрицал, а обвинение назвал беспредельным.
В 1999 году в Грозном Али Тазиев вступил в ряды террористической группировки из 30 человек, обзавелся двумя паспортами — на имена Ахмеда и Магомеда Евлоевых — и взял позывной «Магас». Он быстро сделал карьеру в террористической организации «Имарат Кавказ» (запрещена в России. — «Юг. МБХ медиа»), вскоре став одним из основных сподвижников ее главы Доку Умарова и создателем первых отрядов боевиков на территории Ингушетии. Считался одним из наиболее опасных и неуловимых боевиков до своего захвата в 2010 году.