Правозащитники, журналисты и общественные деятели подписали открытое письмо в адрес главы МВД Владимира Колокольцева, главы Минюста Константина Чуйченко и омбудсмена Татьяны Москальковой в связи с массовыми задержаниями на митингах в поддержку Алексея Навального. Обращение есть в распоряжении «МБХ медиа».
«Задержания происходят максимально жестко, жестоко, сотрудники правоохранительных органов часто произвольно задерживают людей, некоторые из которых не участвуют в акциях протеста, являясь обычными прохожими. Задержанных везут в отделения полиции и там повсеместно нарушается закон и российская Конституция. Адвокатов и правозащитников не допускают к задержанным, ссылаясь на закрытие ОВД в связи с проведением плана «Крепость»», — говорится в письме.
В обращении подчеркивается, что согласно 48-й статьи Конституции России, каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить задержанным соответствующие права и обязанности гражданина, среди которых — право на юридическую помощь.
«Налицо массовое нарушение Конституции России, УПК РФ и Закона о полиции. Допросы задержанных граждан проходят без адвокатов. Задержанные оказываются без защиты, известны случаи, когда в нарушение закона у них берут отпечатки пальцев, хотя это не является обязательным. Также известно, что у задержанных отбирают телефоны, не дают позвонить родным, хотя это является грубым нарушением закона», — говорится в обращении.
В связи с этим подписанты письма требуют от министров и омбудсмена незамедлительно разобраться с этими «порочными практиками».
Среди подписавшихся под обращением — Жанна Немцова, Марат Гельман, Виталий Манский, Леонид Гозман, Зоя Светова, Юлия Ауг, Чулпан Хаматова и другие. Всего под письмом подписались около двух тысяч человек.
23 и 31 января, а также 2 февраля на акциях в поддержку Алексея Навального по всей стране были задержаны более десяти тысяч человек. Силовики составили несколько тысяч административных протоколов и завели десятки уголовных дел. Многие задержанные и арестованные до сих пор находятся в отделах полиции из-за переполненных спецприемников.