С мая 2018 по апрель 2019 года из Москвы в Каракас шестью траншами были направлены 315 млн долларов, сообщает Bloomberg со ссылкой компанию ImportGenius, которая изучила российские таможенные данные, полученные от источников.
Как пишет издание, деньги принадлежали кредиторам, которые управлялись правительством Венесуэлы. Также Каракас мог получать эти деньги за продажу нефти или своего «золотого запаса», размещенного в иностранных банках, чтобы обойти санкции США. Получателем траншей был венесуэльский банк BANDES, находящийся под санкциями.
Данные ImportGenius ограничены апрелем 2019 года. Именно в этом месяце, 97 млн долларов в Каракас направил российско-венесуэльский Еврофинанс Моснарбанк. В марте управление Минфина США по контролю за иностранными активами внесло этот банк в санкционный список.
Незадолго до этого – в январе 2019 года – 113 млн долларов в Венесуэлу направил Газпромбанк, который ранее владел долей в Еврофинансе. Еще ранее Газпромбанк провел еще два транша – в 50 и 55 млн долларов.
Анонимный собеседник издания из венесуэльского правительства подтвердил, что Каракас получал переводы от Еврофинанса. В свою очередь, представитель Газпромбанка Антон Трифонов заявил Bloomberg, что сотрудничество с Bandes было полностью прекращено в марте 2019 года.
В январе в Венесуэле начались массовые протесты против режима президента Николаса Мадуро. В столкновениях лидер оппозиции, спикер парламента Хуан Гуаидо провозгласил себя президентом страны, его поддержали США, большинство стран Латинской Америки и некоторые другие государства. Россия заявила о поддержке режима Мадуро.
Тогда же США ввели санкции против венесуэльской нефтекомпании PDVSA. В марте госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что «Роснефть» продолжает покупать нефть у PDVSA, вопреки санкциям. Reuters писало, что к концу 2018 года расходы компании «Роснефть» от инвестиций в нефтедобывающую отрасль Венесуэлы составили $1,5 млрд. Позже агентство сообщило, что «Роснефть» помогает властям Венесуэлы во главе с Николасом Мадуро продавать нефть в обход санкций. Эксперты же заявили, что не видят нарушения санкций, так как «граждане США, валюта, компании или финансовые учреждения Америки не участвуют».