Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), которым владеют дочерние компании «Роснефти», оказался главным кредитором «Ведомостей», компания таким образом «контролирует» издание. Об этом сообщается в совместном расследовании «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей».
По словам знакомых пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, «Роснефть» имеет отношение к владельцам «Ведомостей». Сам Леонтьев несколько лет назад жаловался, что ему тяжело работать с Кудрявцевым, и решение о замене владельца «назрело». По словам источников «Медузы», Леонтьев лично участвовал в выборе покупателей. Свое участие он якобы объяснял тем, что «Роснефть» контролирует Кудрявцева «через кредит».
Кудрявцев купил «Ведомости» в 2015 году примерно за 10 млн евро, в сумму сделки входил выкуп долгов. До 2015 года у трех иностранных совладельцев газеты была треть кипрского офшора Delovoi Standard Ltd, которому принадлежала компания «Бизнес Ньюс Медиа» (БНМ) — издателя «Ведомостей». В 2016 года владельцем 100% акций БНМ через офшор стала жена Кудрявцева Яна Мозель-Кудрявцева. Из-за закона об участии иностранцев в российских СМИ акции БНМ были переведены в собственность другой компании Мозель-Кудрявцевой — «Аркан инвестмент». Однако кипрский офшор продал акции БНМ не за 10 млн евро, а за 24,2 млн евро. Близкий к владельцам газеты источник рассказал, что это был кредит Газпромбанка на 25 млн евро.
Согласно расследованию, долг «Аркан инвестмент» в 2017 году перешел компании «Константа», которая получила для этого кредит в банке «Роснефти» на 28 млн евро. Таким образом, банк «Роснефти» реально контролирует издателя «Ведомостей» через цепочку долгов, а расплатиться по этим долгам ни один участник цепочки не способен. Без погашения кредитов невозможно также и продать акции БНМ.
17 марта «Бизнес Ньюс Медиа», которая издает газету «Ведомости» и журнал Harvard Business Review договорились о продаже издания генеральному директору издательского дома «Наша версия» Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу. После объявления о продаже на пост и.о. главного редактора был назначен Шмаров.
На первой же встрече с сотрудниками он заявил, что не читает «Ведомости» и ничего не знает о «Догме» — документе, который устанавливает стандарты работы издания. 30 марта Шмаров переписал заголовок в уже опубликованной на сайте газеты заметке про продажу венесуэльских активов «Роснефти», не предупредив об этом автора статьи и других редакторов.