В Новосибирске за съемку антитеррористических учений 12 сентября задержали журналиста портала НГС Густаво Веласкеза. Его ни в чем не обвинили, но выпустили из отдела полиции только после того, как он удалил все фотографии с учений. Силовики объяснили это тем, что Густаво снимал «не там, где нужно, и не тех, кого нужно».
За попытки снимать «не там, где нужно» задерживали и журналистов «МБХ медиа» — в июле авторов репортажа про аварийный дом в Усово задержали на Рублево-Успенском шоссе. Правда, тогда полицейские объяснили это проходом под «кирпич».
«МБХ медиа» разбирается, где снимать все-таки можно, и что будет за запретную съемку.
Кого вообще можно снимать?
Конституция разрешает каждому производить и передавать информацию любым законным способом. Основные ограничения, которые устанавливают законы, касаются съемки людей.
Гражданский кодекс разрешает снимать кого угодно. Но использовать и выкладывать фотографии без согласия можно только в случаях, если они сделаны на массовых мероприятиях, за деньги или в «государственных, общественных и публичных интересах».
Но если съемка преследует сбор данных о частной жизни или угрожает чьей-то безопасности, вам могут ее запретить. Нарушение неприкосновенности частной жизни — уголовное преступление. По статье 137 УК вам может грозить до четырех лет лишения свободы, а в случае, если потерпевшему нет 16 лет — до пяти лет колонии.
А можно снимать силовиков?
Смотря кого. Полицейских можно снимать почти всегда — закон «О полиции» гарантирует открытость действий сотрудников. Правда, среди исключений — оперативно-розыскная деятельность.
Силовики не могут привлечь вас за сам факт съемки, но могут потребовать ее прекратить. Если вы откажетесь, это могут расценить как неповиновение (статья 19.3 КОАП) и составить административный протокол. Это арестная статья, максимальное наказание по ней — арест до 15 суток.
Такое же наказание может быть и за несанкционированную съемку в суде (статья 17.3 КОАП). В законе нет четкого разрешения или запрета на съемку, но решение принимает председательствующий судья. Обычно снимать разрешают только журналистам, которые аккредитовались заранее. При этом судью снимать нельзя.
Попросить прекратить съемку может и член парламента — даже в этом случае вы тоже не сможете отказаться. Правда, статья 17.1 КОАП неарестная, максимальное наказание по ней — три тысячи рублей.
Главные законы, которые ограничивают съемку — о государственной тайне и о государственной охране.
Съемка засекреченных сведений без допуска к ним может привести к уголовному преследованию — статья 283 УК предусматривает до восьми лет лишения свободы. Это касается данных в военной и научной сфере, а также сведений, связанных с борьбой с терроризмом. Все объекты государственной охраны тоже подлежат защите, и сотрудники, которые осуществляют охрану, вправе потребовать от вас прекратить съемку.
Снимать нельзя и на государственной границе — в пределах пяти километров от нее. Приказ ФСБ запрещает съемку пограничных отрядов и знаков, водных и воздушных судов и членов их экипажей. В этом случае разрешение может выдать руководитель пограничного отряда.