in

«19.01.95 Повторим?». Молодых людей судят в Перми за граффити с бомбами и мечетью

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

 

 

13 июля объявлен в розыск и заочно арестован 21-летний житель Перми Прохор Кольцов. Этот студент не явился в судебное заседание по делу о публичных призывах к экстремизму. По версии ФСБ, полтора года назад он вместе со своими товарищами Даниилом Наконечным и Станиславом Кульмагановым нарисовал на бетонном заборе в центре Перми картинку с бомбами, падающими на мечеть, и надписью «19.01.95 Повторим?» Молодые люди объяснили свой рисунок борьбой с терроризмом, для чего и указали дату успешного штурма президентского дворца в Грозном. Силовики обвинили парней в публичных призывах к экстремизму, за что каждому грозит до четырех лет заключения.

        

Автономная молодежь

 

С рассветом 20 января 2019 года прохожие увидели черное граффити на длинном сером заборе возле дома №39 по ул. Чернышеского в Перми. Там были изображены пять бомб, «падающие на мечеть в виде двух восьмерок, а также текст «19.01.95 Повторим?». Меры, предпринятые полицейским Центром «Э» и краевым управлением ФСБ, привели 6 апреля 2019 года к изобличению «автономной молодежной группы, придерживающейся националистических взглядов». Цитата взята из обвинительного заключения, которое подписали начальник следственного отделения УФСБ по Пермскому краю Владислав Быстрицкий и его зам Сергей Водяненко, а утвердил 30 апреля 2020 года зампрокурора Пермского края Виталий Ильенков. 

 

Участниками преступной группы названы студенты Даниил Наконечный (ему 19 лет) и Прохор Кольцов (21 год), а также рабочий с 9-классным образованием Станислав Кульмаганов (19 лет). Следствие сослалось на экспертное заключение местного АНО «Бюро судебных экспертиз и независимой оценки». А именно: «В граффити «содержатся психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению враждебных (агрессивных) действий против группы лиц, выделенных по религиозному признаку (мусульмане)». И далее: «Автор креолизированного текста призывает к разрушению (взрыву) мечетей, являющихся символом мусульманского мира, а, следовательно, и к уничтожению исповедующих ислам людей».

 

Нанесение графического изображения, «доступного для обозрения неопределенному кругу лиц», квалифицировано по части 1 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в составе группы лиц по предварительному сговору»). Максимальное наказание – до четырех лет лишения свободы.

 

Два месяца в СИЗО

Адвокат Аркадий Иванов, защищающий Стаса Кульмаганова, сообщил «МБХ медиа» — все трое подсудимых ранее отсидели по два месяца в СИЗО. В отношении них расследовалось другое уголовное дело — “о разбойном завладении мобильным телефоном”. После того, как судья Свердловского районного суда Перми Ольга Бауэр отказала в продлении срока содержания под стражей, надуманное обвинение в разбое было снято – и молодые люди вернулись на свободу как фигуранты дела об экстремизме.

 

Из показаний в ФСБ обвиняемого Даниила Наконечного:

«Я действовал не из мотива возбуждения ненависти или вражды к мусульманам или иным группам лиц. Если бы мы хотели обозначить ненависть к мусульманам, то просто бы нарисовали мечеть с бомбами. А так мы нарисовали дату «19.01.95» и фразу «Повторим?» Мы хотели обозначить аспект борьбы с терроризмом, то есть доказать террористам, что однажды их уже победили. То есть хотели изобразить, что террористы будут разгромлены и в дальнейшем. Эта дата связана со штурмом дворца, в котором находились террористы в Грозном».

 

Обвиняемый Прохор Кольцов особо отметил на допросе в ФСБ: «Этой картинкой мы хотели показать, что нужно бороться с терроризмом и террористы будут повержены».

 

Младший из троих обвиняемых (к 20 января 2019 года ему не исполнилось 18 лет) Стас Кульмаганов напомнил следователю ФСБ: «Ранее я неоднократно встречал наклейки на автомобилях, на которых были надписи «1941 – 1945 годы. Повторим?» Я считаю данную наклейку неприемлемой, так как в годы войны погибло около 40 миллионов человек. Людские потери были бездумными (..).  Своей надписью мы хотели донести до людей, что бездумно было проливать кровь 19.01.95 при штурме Грозного. Никакого призыва данной надписью мы не совершили».

 

По мнению адвоката Аркадия Иванова, полтора года назад один из обвиняемых были почти ребенком и вряд ли мог полностью осознавать все последствия своей борьбы с терроризмом. «Подобные дела хотят поставить на поток  и не только в Перми», — полагает защита. 

 

Под колпаком ФСБ

Старший оперуполномоченный Центра «Э» ГУ МВД России по Пермскому краю Мохирев, допрошенный ФСБ в качестве свидетеля, упомянул о создании в мессенджере Telegram закрытой группы Our Resistance («Наше сопротивление»). Помимо Даниила Наконечного и Прохора Кольцова в состав группы входили лица, которые в 2018 году «неоднократно совершали хулиганские действия с националистическим уклоном». В этой связи «эшник» сообщил о возбуждении 26 декабря 2018 года уголовного дела в отношении жителей Перми Данилы Васильева, Александра Шабарчина и Александра Эткина (Котова) – ныне подсудимых по делу о «чучеле Путина», которое с 22 мая 2020 года слушается в Ленинском районном суде Перми. Криминал со стороны этих молодых людей усмотрен в том, что воскресным днем 11 ноября 2018 года они привязали к столбу манекен, похожий на действующего президента РФ Владимира Путина, с надписями «Лжец» и «Военный преступник Пыня В.В.», а затем разместили на YouTube видео «Спецназ задержал Путина». 

Подсудимые по делу о «чучеле Путина» (слева направо) Данила Васильев, Александр Шабарчин и Александр Эткин (Котов). Фото: Михаил Лобанов

К уголовному делу о «чучеле Путина» приобщен материал полицейской проверки от 23 октября 2018 года. Тогда, за две недели до акции с «чучелом Путина», нынешние обвиняемые Александр Шабарчин и Александр Эткин (Котов), а также четверо других парней были задержаны на улице с плакатами в руках. Среди задержанных оказался и нынешний подсудимый по делу «о призывах к экстремизму» Прохор Кольцов. На изъятых плакатах были логотип правящей партии «Единая Россия» и написано «ЕдРо в помойное ведро». В этом перформансе, а именно так художник-сюрреалист Александр Шабарчин называет собственные акции, силовики не нашли признаков преступления и административного правонарушения.

 

Александр Шабарчин сказал «МБХ медиа», что из рассекреченной телефонной прослушки следует – ФСБ давно интересовалась его связями. Вот и к уголовному делу «о призывах к экстремизму» подшит протокол осмотра DVD, где сотрудники спецслужбы изучили скриншоты telegram-пользователей NS (Даниил Наконечный), petr petr (Прохор Кольцов) и Stas (Станислав Кульмаганов). Напоминание NS о том, чтобы перед встречей в ночь на 20 января 2019 года – для нанесения граффити — надо оставить дома мобильные телефоны, и ответ petr petr о соблюдении конспирации расценены следствием как доказательство о преступлении. 

 

Объявлен в розыск

На сайте Свердловского районного суда Перми видно, что уголовное дело по части 1 статьи 280 УК РФ поступило 12 мая 2020 года. Назначенное на 11 июня первое заседание не состоялось – из-за неявки подсудимого. Поскольку фамилии всех трех фигурантов на сайте не указаны, узнать – кто не явился – невозможно. Процесс закрытый, пояснили в суде. Встав возле суда утром 13 июля, накануне второго заседания, корреспондент «МБХ медиа» выяснил – тогда и сейчас не явился подсудимый Прохор Кольцов. Как стало известно, гособвинитель из прокуратуры Пермского края Элина Токарева попросила признать причину неявку неуважительной, поставила вопрос о розыске этого подсудимого, изменении меры пресечения с подписки о невыезде на взятие под стражу. Судья Александр Гулин дал поручение Центру «Э» принудительно доставить Прохора Кольцова и объявил перерыв.

 

После 3-часового перерыва прозвучала информация, полученная от матери подсудимого Кольцова, что неделю назад он уехал из дома и контактов не оставил. Суд объявил в его розыск, заочно арестовал – и приостановил производство по делу.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.