На въезде в соседнее с Чемодановкой село Лопатки еще с начала недели дежурят сотрудники ДПС. У каждого проезжающего и проходящего (причем в обе стороны) они проверяют документы. На вопрос «зачем» отвечают так: «Вы новости читали? У нас тут чрезвычайная ситуация вообще-то. Мало ли вы провокатор какой-то или еще что».
В Чемодановке похоронили погибшего и прогнали цыган. Что дальше?
«Да все время с этими цыганами у...
«Чрезвычайной ситуацией» они называют то ли принудительную, то ли добровольную эвакуацию всех цыган из села, которая произошла после их конфликта с жителями Чемодановки, и пожар в одном из цыганских домов в ночь с минувшей субботы на воскресенье. В начале недели полицейские пропускали в Лопатки только при предъявлении паспорта с пропиской в селе, сейчас пускают и с московской.
Быстро выясняется, что такая доброта правоохранителей связана с тем, что ближе к цыганскому поселку стоят новые блокпосты. Эти полицейские уже перекрывают путь любому, кто хочет попасть в опустевшую часть Лопаток. Никаких следов присутствия там кого-то, кроме полицейских, нет: за полчаса ни туда, ни оттуда не прошел ни один человек.
Та территория, на которой живет русское население села, находится примерно в полутора километрах. В ту сторону проезжают машины, изредка проходят люди, которые, судя по надувным матрасам в руках, идут купаться. Дорога в эту часть Лопаток идет вдоль длинного озера. Чем ближе к домам, тем чаще встречаются неприветливые собаки, которые чуют чужака и начинают истерично лаять.
В самом селе жизнь не очень бурная, но чувствуется, что никто его не покидал: грядки еще мокрые от того, что их недавно поливали, из трубы маленького деревянного здания, которое, видимо, баня, идет дым, на небольшой лужайке пасутся коза, козел и корова. Точно так же, как в цыганском поселке в Пензе за несколько дней до этого, первое, что я слышу от жителей Лопаток: «Чего ищешь?».
Мама, сыну которой уже невтерпеж дойти до озера, охотно задерживается, чтобы поговорить о бывших соседях-цыганах. К моему удивлению, она начала говорить о том, что с цыганами у местного населения никогда конфликтов не было. «Вы понимаете, мы ж особо и не пересекались никогда, — говорит Мария, — У них своя жизнь, у нас своя. Но вот иногда приходили, например, за картошкой. Все им совершенно спокойно давали, они нормально платили и уходили».
По ее мнению, «травить их не надо, как-то неправильно это». Она не знает, из-за чего в действительности началась драка в Чемодановке, и чем зарабатывали на жизнь цыгане из Лопаток. «Но, по крайней мере, те, кого я встречала, — абсолютно нормальные, адекватные люди», — говорит она.
«Как в мирное время человек погибает? Мы ж не Сирия!». Жители Чемодановки встретились с региональными властями
В роли апостолов выступали представители местного управления...
Однако, следующая женщина, которую я встречаю, настроена по отношению к цыганам более агрессивно. Тамара Михайловна, которая полола грядки под громкие звуки телевизора, доносившиеся с кухни, спрашивает у меня: «Цыгане эти — они ж из Индии приехали? Ну и чего им там не сиделось? Приехали, наркотиками, говорят, торгуют, девок своих замуж выдают в 12 лет».
Свечку Тамара Михайловна над торгующими наркотиками цыганами не держала, но «вчера обсуждала их с подругами, у одной [подруги] сын — сотрудник [полиции], так он говорит, что там наркопритон целый». Она думает, что сгоревший цыганский дом — дело рук самих цыган, а не чемодановцев. По ее мнению, они так заметали следы, «наркоту уничтожали». Сами цыгане, считает Тамара Михайловна, сейчас прячутся по лесам и ждут нужного момента, чтобы отомстить.
В Лопатках около 100 домов русского населения и, по рассказам местных жителей, примерно в два раза меньше домов, где жили цыгане, на другом берегу озера. В той части, куда можно пройти, работают два магазина, один «мини», а другой обычный. В обоих продавщицы говорят, что цыгане сюда не приходили. «Им сюда не надо, — рассказывает одна из продавщиц, — У них же там свое хозяйство, скотина, они и питались так».
О том, что сейчас происходит с оставленными животными, — никто не знает. Глава Сельсовета Чемодановки Сергей Фадеев обещал провести специальное заседание для обсуждения судьбы скота цыган, уехавших из Лопаток, однако новостей об итогах такого мероприятия не поступало.
«Правильные и неправильные цыгане». Как живут цыгане в Пензе
Недалеко от центра Пензы существует отдельный...
Большинство встреченных мною людей в Лопатках (кроме Тамары Михайловны) мало волнуются насчет соседства с цыганами. Новости из Чемодановки, которая находится примерно в двух километрах от их села, почти не повлияли на их жизнь — разве что сотрудники ДПС теперь стоят на въезде в поселок и проверяют документы.
Гораздо больше перспективы окончательного выселения или, наоборот, возвращения цыган в Лопатки волнуют чемодановцев. Сегодня вечером они планируют устроить народный сход, чтобы обсудить этот и другие вопросы села. В местных группах в соцсетях распространялась информация о том, что на сход в Чемодановку должен приехать губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Сельчане уже подготовили список вопросов губернатору, однако многие сомневаются, что Белозерцев, если и приедет, действительно сможет дать на них какие-то ответы.