in

«Два решения есть, а результата нет». Как белгородские активисты борются с махинациями в госзакупках  

Евгений Соколов возле Свердловского суда. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа

Белгородский правозащитник Евгений Соколов во второй раз засудил полицейских, которые не нашли состава преступления в госзакупках, где участникам тендеров предлагалось сделать капремонт в больнице за пять дней, а в Доме культуры – за месяц. Постановления полиции об отказе в возбуждении уголовного дела по данному поводу дважды отменяла прокуратура. Правозащитник надеется, что после второго решения суда и вмешательства прокуратуры дело наконец-то сдвинется с мертвой точки.

В Белгороде история с необычными госзакупками в сфере строительства, про которые восемь месяцев назад белгородский штаб Навального снял ролик, получила продолжение. Координатор штаба Евгений Карпов и юрист Евгений Соколов подали жалобу в УФАС и попросили проверить законность многомиллионных тендеров на ремонт госучреждений, заказчиком которых выступило региональное управление капитального строительства. 

 

Одной рукой пекут, другой строят

Авторы расследования обнаружили, что компании, заключающие договоры, обычно одни и те же, а сроки работ нереально короткие. Подозрительными показались и сами фирмы, в которых числится несколько сотрудников, при том что эти компании должны выполнить работы по госконтракту, требующие участия большого количества людей. Некоторые из фирм уж слишком разносторонни: если верить официальным данным, предприниматели и хлеб пекут, и строят, имея в штате минимум сотрудников. 

Но УФАС не обнаружило в этой странной схеме состава преступления и указало в своем ответе, что федеральный закон «О защите конкуренции» не был нарушен. Тогда правозащитник Евгений Соколов отправил жалобу в прокуратуру. Он написал о подозрительных, по его мнению, схемах в госзакупках и о бездействии сотрудников УФАС. Прокуратура передала жалобу в полицию. Полицейские заявили, что ничего противозаконного в действиях чиновников и сотрудников УФАС нет. Соколов подал жалобу в Свердловский районный суд Белгорода, обвинив в бездействии сотрудников управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Белгородской области. Он потребовал признать незаконным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также признать незаконным бездействие полицейских.

 

Решение суда не помогло

9 августа 2019 года судья Владимир Сытюк вынес решение в пользу Соколова, признав, что полицейские бездействовали, и обязал их устранить нарушения, но не рассматривал вопрос о законности постановления, так как его на тот момент уже отменила прокуратура, куда также пожаловался Евгений Соколов. После решения суда оперуполномоченный Мартышов 7 сентября снова вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И Соколов снова подал жалобу и потребовал отменить новое постановление. 

Евгений Соколов на судебном заседании. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа

4 октября на заседании суда по второй жалобе сотрудник УБЭП Мартышов заявил, что после решения суда, вынесенного в августе этого года, и поступления из прокуратуры материала о дополнительной проверке, он не смог встретиться с Евгением Соколовым и Евгением Карповым и побеседовать с ними. Чтобы связаться с Карповым, по словам Мартышова, был направлен запрос в город Воронеж, по месту прописки. Координатор белгородского штаба Навального Евгений Карпов проживает в Белгороде, и при проведении обысков в квартирах сотрудников штабов Навального полицейские сумели найти его белгородский адрес и без проблем встретились с ним. Здесь же что-то пошло не так: связаться с Евгением Карповым с помощью запроса в Воронеж не удалось, как не удалось и встретиться с Соколовым, который в тот момент, по словам сотрудника полиции, уехал. 7 сентября Мартышов вынес новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Полицейский отметил, что в обращении Соколова указан факт нарушения антимонопольного законодательства, который рассматривается сотрудниками УФАС. А в рамках проверки УМВД, как заявил оперуполномоченный, рассматривались лишь факты картельного сговора.

Соколов подтвердил, что был в командировке и не мог встретиться с Мартышовым в то время, когда тот звонил ему. «Господин Мартышов утверждает, что вышел десятидневный срок рассмотрения дела, но ведь он мог попросить господина прокурора, который рядышком сидит (на судебном заседании. – «МБХ медиа»), продлить ему этот срок. Но он этого не сделал. Как это было в первый, так и во второй раз. Я даю вам гарантию, что будет три-четыре подобных отказа»,  — уверял Соколов.

Майор Мартышов в ответ заявил, что оснований для продления до тридцати суток нет, и «новых сведений, свидетельствующих о наличии или об отсутствии состава преступления, получить было неоткуда».

 

«Заработали на папиросы»

«Если внимательно изучить постановление оперуполномоченного майора Мартышова, то даже при беглом просмотре видно, что он лишь указал ту информацию, которую мы ему сообщали,  — отмечает на очередном заседании суда Соколов. — В его постановлении отражено, что компании «Тисайд», «Факториал», «НДС» находятся там-то, директор у них такой-то, они получили контракты на один миллиард двести миллионов. Ну так эту информацию и мы ему сообщали. С целью установления фактов нарушения антимонопольного законодательства он направлял запросы в антимонопольную службу. Так ведь мы этот ответ начальника антимонопольной службы Ширкова и направляли в отдел по якобы борьбе с экономической преступностью, чтобы они проверили, почему же господин Ширков закрывает глаза на распилы в строительной области».

Соколов уверен – всем известно, что в госзакупках участвовало пять-шесть определенных компаний из нескольких сотен по всей области.

«Надо отремонтировать поликлинику восьмиэтажную за пять рабочих дней за восемнадцать миллионов. Может, у них есть дедушка Хоттабыч, который выдернет волосочек, и за пять дней поликлиника в Старом Осколе станет новой? Кстати, прокуратура Старого Оскола действительно нашла там нарушения на восемнадцать миллионов, но что-то у них потом съехало на тормозах. Почему-то эта информация доблестных борцов с коррупцией из управления УМВД РФ по Белгородской области не интересует…Таких случаев было приведено несколько»,  — напомнил Соколов. 

Правозащитник заявил, что УФАС по Белгородской области закрыл глаза на ряд существенных нарушений, в том числе на финансовые злоупотребления. Должных проверок, судя по постановлениям, не проводилось.

«Там только переписаны компании – «установлено, что компании такие-то и такие-то, участвовали в заказах, согласно ответу УФАС провело проверку, но ничего не нашло, и в связи с этим мы, то есть господин Мартышов, тоже считаем, что нет никакого состава преступления в данной информации». А здесь может быть картельный сговор… Мы считаем, что данное дознание проведено халатно с грубейшими нарушениями»,  — заявил Соколов. 

Ответ из УФАС

Чтобы «помочь службе экономической безопасности», Соколов произвел собственный подсчет. 

«Допустим, «Альфастрой» принял участие в 166 госконтрактах на сумму один миллиард тридцать один миллион. Тысячи даже не считаем. При этом в штате шесть сотрудников. Каким образом подобная компания может освоить многомиллионную сумму? Они просто отдают субподрядчикам. Они захватывают каким-то путем данный контракт, а потом ничего не делают и зарабатывают бюджетные деньги. По данным из открытых источников, «Альфастрой» за три года получило госконтрактов на сумму 897 500 533 рублей. При этом прибыль за эти три года составила 1 353 000. Представьте, контрактов на 900 миллионов, а прибыль миллион триста. Где вы видели такого предпринимателя, который работает за 0,15%? Я не видел. Может быть, тут существует укрывательство прибыли?» – спросил Евгений Соколов.

Правозащитник привел еще несколько аналогичных примеров, когда прибыль белгородских строительных фирм, выигравших госконтракты, не дотянула даже до одного процента.

«Они только на папиросы себе зарабатывают. Невозможно представить себе предпринимателя, который будет работать за сотые и десятые доли процента. Но они практически все такие. Компания «Факториал», учредитель Петросян Ирина и директор Барыгин Алексей. Эта компания приняла участие в 2018 году в двух государственных контрактах на сумму 15 миллионов 21 тысячу рублей. Как только произошла огласка в прессе, они тут же ликвидировались. Наиболее мудрые. Все эти контракты многомиллионные проходили через руководителя управления капитального строительства Белгородской области Борзосекова. Хотелось уточнить, почему господин Мартышов не опрашивал господина Борзосекова… Я хочу еще раз обратить внимание, что постановление написано тяп-ляп, лишь бы отделаться. Если одним из главных доводов Мартышова является, что он не смог опросить меня – не вопрос, меня опросить несложно. Они могут хоть завтра это сделать… Я считаю постановление незаконным и необоснованным», — заявил Евгений Соколов и попросил судью отменить данное постановление. Соколов напомнил, что ранее прокуратура города Белгорода отменила аналогичное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а Свердловский районный суд вынес решение в его пользу по аналогичному иску. 

 

Где Мартышов?

Следующее заседание было назначено на 15 октября, но рассмотрение перенесли на 24-е, а 24-го снова перенесли на 29 октября. Оказалось, что и новое постановление полиции от 7 сентября уже отменено прокурором – суд вновь признал незаконным бездействие полиции и обязал стражей порядка устранить допущенные нарушения. Вынесенное Мартышовым постановление незаконным не признали, так как оно уже отменено прокуратурой. Старший оперуполномоченный регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции Мартышов на заседание не пришел. Судья заявила, что причина его отсутствия ей неизвестна.

После судебного заседания Евгений Соколов заявил «МБХ медиа», что намерен подать в суд на управление УМВД и потребовать возмещения морального вреда. Также он рассказал, что некий сотрудник УБЭП Мартышов, по данным местных СМИ, был арестован по подозрению в участии в другой коррупционной схеме. В ряде СМИ и на сайте регионального управления Следственного комитета РФ указано, что старший оперуполномоченный регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции подозревается в получении взятки в особо крупном размере. Секретарь судебного заседания сказала Соколову, что не в курсе, был ли задержан тот самый Мартышов или его однофамилец. 

«Я так полагаю, что господину Мартышову уже никто ничего не доверит по ряду объективных причин. Возможно, мы скоро о них узнаем. Поэтому проводить дознание, я полагаю, будет другой человек. И на горьком опыте господина Мартышова он будет уже более качественно проводить проверку. На данный момент у нас два решения есть, а результата нет. Но борьба продолжается», – заявил правозащитник.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.