4 ноября представители псковской оппозиции организовали митинг против полицейского произвола, коррупции, нарушений Конституции и пенсионной реформы вместо ранее запрещенного «Русского марша». Акция была согласованной, но двух организаторов задержали еще до ее начала. Одного из них люди в штатском вытаскивали из машины, скручивали, бросали на асфальт и угрожали подкинуть наркотики, другого забаррикадировали дома, третьего заподозрили в пьянстве и увезли в отделение уже после митинга. Пользоваться 51-ой статьей Конституции активистам не разрешали.
«В следующий раз будет десяток граммов на кармане»
Псковские националисты во главе с Георгием Павловым планировали 4 ноября пройти шествием по Рижскому проспекту и провести митинг в центре города у памятника Княгине Ольге. Но этот традиционный «Русский марш» администрация Псковской области не согласовала и предложила организаторам пойти «на четыре угла» – в непроходной Гайд-парк. Националисты посовещались с представителями штаба Навального и решили изменить формат и тематику мероприятия. Так появился общеоппозиционный митинг. Организаторы объявили, что хотят привлечь внимание к проблемам коррупции, антинародной пенсионной реформе, полицейскому и судебному произволу, нелегальной миграции, нарушениям прав и свобод граждан. Власти против такой тематики не возражали и согласовали митинг в том же Гайд-парке. Официальными организаторами акции были националисты Георгий Павлов, Роман Сергеенко и гражданский активист Артем Милушкин.
Машину Артема Милушкина с женой и маленькими детьми сотрудник ДПС остановил в 13 часов за 4 километра до места акции – у гипермаркета «Лента». Он попросил показать права, а потом пригласил Артема пройти в его служебную машину. «У вас автомобиль недавно куплен, вижу тут договор купли-продажи, пойдемте пробьем, не снят ли он с учета уже», – объяснил свои намерения полицейский. Артем Милушкин прошел в служебную машину и начал общаться с сотрудником ДПС в ее салоне. В этот момент, по словам активиста, полицейскую машину подрезал резко затормозивший рядом с ней черный Mitsubishi Lancer. Из него выскочили двое мужчин в штатском, распахнули дверь служебной машины и быстро проговорили что-то об их причастности к уголовному розыску. Сам Милушкин утверждает, что в этот момент общался с представителем ДПС и прослушал это сообщение. «Но тот, который в штатском, сразу стал говорить, что я ему не подчиняюсь. Я попросил показать удостоверение и представиться, но он вместо этого надел мне на одну руку наручник и выволок из машины на землю», – ругается Милушкин. Его жена Лия в этот момент вышла из машины и начала снимать видео.
«Руку вторую отдал!», – кричат на нем мужчины без формы и опознавательных знаков. Двое пытаются заковать лежащего лицом в землю Артема в наручники. Третий стоит рядом и предупреждает, что сопротивляться не надо, потому что «себе только хуже сделаете». На вопросы жены о том, что происходит, мужчины в штатском не ответили и увезли Милушкина в своем автомобиле.
Артем рассказал корреспонденту «МБХ медиа», что высокий мужчина в штатском уже в автомобиле пообещал ему: «Я всем скажу, чтобы тебя теперь только так принимали. И в следующий раз у тебя будет десяток граммов на кармане (имеются в виду наркотики – прим. «МБХ медиа»)». При этом ни один из незнакомцев не объяснил Артему, на каком основании он задержан.
«Набросились втроем и стали выворачивать карманы»
Второго организатора – лидера псковских националистов Георгия Павлова – люди в штатском встретили у подъезда в 11:45. По его словам, они зашли с ним внутрь, втроем прижали его к стене и, не представившись, начали выворачивать карманы. Отобрали мобильный телефон, фотоаппарат, диктофон, паспорт, ключи и кошелек. В одном из мужчин Павлов узнал сотрудника центра «Э» – капитана Дмитрия Байкова.
Следом приехала полицейская машина с участковым, сотрудником Росгвардии и начальником отдела исполнения административного законодательства Евгением Кулешовым (он был тоже в штатском). Участковый объяснил Георгию, что хочет осмотреть его домашний оружейный сейф. Раньше Павлов там хранил оружие, но утверждает, что потом потерял его и официально уведомил о том Росгвардию.
Правоохранители хотели сразу идти в квартиру Георгия, но тот потребовал сначала вернуть его личные вещи. Сотрудник центра «Э» долго говорил, что у него их нет, но позже подкинул их на лестницу. «Он, наверно, боялся, что я буду его записывать, поэтому вернул фотоаппарат без карты и диктофон без батареи, – смеется Павлов. – В квартиру я его не пустил: этот персонаж и подкинуть что-нибудь может. Но ломился он во время осмотра активно. Они с Кулешовым стояли под дверью и караулили».
Остаться дома после осмотра сейфа у Георгия возможности не было: как только он открыл дверь, чтобы выпустить участкового и сотрудника Росгвардии, в квартиру ворвался Евгений Кулешов и заявил, что он выйдет из нее последним. В итоге полицейские потребовали у Павлова проехать с ними в отделение на улице Инженерной для составления протокола: выяснилось, что об утере оружия националист якобы сообщил позже, чем требовалось по закону.
«Вы же самые первые беззаконники»
Милушкина и Павлова привезли в разные отделы полиции, но обвинения выдвигали похожие. «Тебя задержали из-за того, что ты призывал к несогласованному митингу в соцсетях», – говорили Артему полицейские из отделения в Комиссаровском переулке и, кажется, не желали обращать внимание на постановление администрации, которая разрешила мероприятие. «Вот в интернете распространялась информация о том, что вопреки запрету вы собирались идти не на четыре угла, как было согласовано, а по Рижскому проспекту шествием», – доказывали правоохранители Георгию Павлову (после того, как инцидент с сейфом был исчерпан, силовики решили побеседовать с ним об акции). Оба активиста заявили, что к якобы имевшим место призывам отношения не имеют и отказались отвечать на остальные вопросы, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя и близких.
Однако у начальника отдела исполнения административного законодательства Евгения Кулешова, по словам задержанных, был свой взгляд на основный закон государства и возможность быстро перемещаться из отдела в отдел. «Не имеете права использовать эту статью, это не касается вашего родственника», – сообщил он отказывавшемуся общаться без адвоката Павлову. «51-я статья работает, когда дело касается только тебя», – заявлял Кулешов уже Милушкину. «Мне вам книжку принести и показать?», – поинтересовался в ответ активист.
Георгия Павлова полицейские отпустили в около шести вечера, через два часа после окончания согласованного митинга. На нем много говорили о задержанных организаторах.
– Стыд вам и позор, товарищи охранители этого воровского режима! <…> Артема Милушкина из машины вынули, избили и в неизвестном направлении увезли. Полицейские, вы кого охраняете-то? Тех жуликов? (показывает пальцем вверх – прим. «МБХ медиа»)», – возмущался с трибуны активист штаба Навального в Пскове Николай Кузьмин.
– В России готовится революция. И, скорее всего, это будет очередная кровавая баня, как сто лет назад. Я точно скажу, что готовит ее Правительство России под руководством Медведева и президента Путина, – соглашался с ним представитель национально-патриотических сил России Сергей Костец. – <…> В день рождения нашего президента Путина я вышел с плакатом, в котором не было ни одного бранного слова. Меня задерживало восемь полицейских! Я так и не понял, за что, ведь поздравить искренне хотел! Сам стихи написал, а меня задержали. Четыре часа провел в отделении! Вы же сами градус общественного недовольства взвинчиваете! Вы же самые первые беззаконники. Сидят там три хлопца и штаны протирают – три офицера с зарплатой по 40 тысяч. А я своей жене недавно вызвал скорую помощь. Она ехала два часа, а приехал фельдшер, потому что нет врачей. Может быть, вместо троих полицейских держать одного врача и машину дать дополнительную?» – предлагал Костец.
Полицейские, которых на митинге было больше 10 человек, обвинения в свой адрес выслушивали молча, но снимали происходящее сразу на несколько камер. Начальник городского УМВД полковник полиции Сергей Сурин несколько раз выходил из-за кустов, наблюдал за выступающими и снова возвращался к спрятанным в зелени трем автозакам. После митинга полицейские отправили туда последнего незадержанного организатора – националиста Романа Сергеенко. Правоохранителям показалось, что от него пахло спиртным.
Все из-за Путина?
За те восемь часов, что Милушкин провел в отделении в наручниках, правоохранители успели устно обвинить его и в нарушении правил проведения публичного мероприятия (статья 20.2 КоАП РФ), и в неповиновении законным требованиям сотрудников полиции – тем самым, на черном Mitsubishi Lancer без опознавательных знаков (статья 19.3. КоАП РФ). Все рушилось на этапе оформления: Милушкин наотрез отказывался подписывать протокол, где утверждалось, что он не слушался полицейских. При этом близким Артема правоохранители сообщали, что он задержан на 48 часов.
После восьми вечера супруга Милушкина Лия обратилась в Оперативно-розыскную часть собственной безопасности УМВД по Пскову. После этого с Артема взяли письменное обязательство о явке и неожиданно отпустили. Также поступили с Романом Сергеенко. Якобы нетрезвого организатора продержали в отделении 3,5 часа, но даже не провели освидетельствование.
И Артем Милушкин, и Георгий Павлов предполагают, что столь жесткие задержания перед согласованным митингом могли быть связаны с возможным приездом Владимира Путина. В конце октября газета «Псковская губерния» сообщила о том, что глава государства может приехать в Псков 3 или 6 ноября. «Я думаю, меня, считай, похитили, из-за того, что Путин собирался приехать. А то приедет, а тут такой митинг. Вдруг,ъ донесут ему. Там же основная часть лозунгов: «Путин уходи!», – говорит Артем. – Они доказали лишний раз, что полицейский произвол есть и права человека в этой стране не соблюдаются».
Георгий Павлов обращает внимание и на активную роль сотрудников Центра «Э», которые, его мнению, собирались сорвать согласованный митинг. «Это очередная провокация эшников. Потому что и в прошлом году они 4-го ноября меня брали, правда, с другими обвинениями. Есть подозрение, что это они выслуживаются перед приездом Путина. Может Ведерников (Михаил Ведерников – губернатор Псковской области – прим. «МБХ медиа») пытается отметиться, что вот он пришел к власти. При Турчаке бардак был, а он такой крутой, сейчас порядок наведет, и ни одного протестного митинга не будет», – считает лидер псковских националистов.
Оба организатора уверены: несмотря на все задержания митинг сорвать не удалось – люди выступали, а пенсионная тематика привлекла к нему и новых сторонников. «Я только понял, что нужно быть более активными. А полицейские сами взращивают ненависть к ним. Они сами провоцируют на это. Дали бы провести – негатива бы не было. А так они прививают ненависть», – резюмирует Артем Милушкин.