in

«Будешь жаловаться в обезьяннике под шконкой». Полицейские из Абдулино сломали ребро пенсионеру, чтобы узнать, где находится его сын

Фото: предоставлено Комитетом против пыток

В конце лета 2019 года полицейские из города Абдулино Оренбургской области приехали к пожилой семейной паре Алексею и Клавдии Кондрашовым, проживавшим в селе Малый Сурмет вместе со своим младшим сыном. Силовиков интересовало местонахождение старшего сына, числившегося в федеральном розыске по делу о разбое. Кондрашовы общались с полицейскими на эту тему не единожды и всякий раз отвечали, что не знают, где их сын. В ходе последнего визита силовиков произошел конфликт, в результате которого Алексей Кондрашов получил перелом ребра и другие травмы, а Клавдию Кондрашову, получившую ранее медаль от Путина «За спасение погибавших», толкнули и обматерили. Следственный комитет провел проверку и установил, что ничего противозаконного полицейские не сделали. С этим в корне не согласны юристы «Комитета против пыток».

Героизму ответили насилием

29 августа 2019 года в село Малый Сурмет Оренбургской области из города Абдулино приехали полицейские. Силовикам был интересен дом на улице Лесной, в котором проживают 59-летний Алексей Кондрашов со своей женой Клавдией, а также их 32-летний младший сын Сергей. Сотрудники уголовного розыска расследовали дело о разбое в селе Степановка, к которому был причастен ранее судимый старший сын Кондрашовых Юрий. На тот момент Юрий Кондрашов уже числился в федеральном розыске, так как с мая 2019 года о нем никто ничего не слышал, в том числе и его родители.

61-летняя Клавдия Кондрашова всю свою жизнь посвятила преподавательской деятельности: 31 год она проработала учителем начальных классов, после чего ушла на пенсию. В сентябре 2016 года женщина совершила настоящий подвиг — спасла тонущую в пруду полуторагодовалую девочку Лизу. Об этом случае написала местная газета «Малая Родина». В тот день полуторагодовалый ребенок пошел один в сторону пруда, чтобы посмотреть на гусей, споткнулся на крутом спуске и упал в воду. Тогда Клавдия Кондрашова, несмотря на проблемы с сердцем и суставами, прямо в домашнем халате бросилась в холодную воду, чтобы спасти ребенка. В разговоре с «Урал. МБХ медиа» пенсионерка поясняет, что никогда не умела плавать, но в тот момент она очень испугалась за девочку. Взяв ребенка в руки, Кондрашова принялась его трясти вниз головой, чтобы ее легкие освободились от воды. На берегу малышу сделали искусственное дыхание, после чего Лиза зашевелилась. К тому времени к месту происшествия уже прибыли медики и забрали ребенка. За этот подвиг президент России Владимир Путин наградил Кондрашову медалью «За спасение погибавших».

 

Клавдия Кондрашова с госнаградой «За спасение погибавших» Фото: предоставлено Комитетом против пыток

В день, когда полицейские уже в третий раз приехали к Кондрашовым, семья занималась обычными делами по хозяйству. Сначала Алексей вместе со своим сыном разбросал перегной в огороде, а Клавдия пошла к своей соседке за виноградными листьями для маринада помидоров. Мужчины уже завели трактор и принялись вилами загружать в телегу большую кучу сена, как увидели, что через забор огорода перелазят трое полицейских в гражданской одежде. Один из них подбежал к Алексею Кондрашову, развернул свое красное удостоверение и спросил:

— Где Юра?!

Алексей понял, что полицейские в очередной раз приехали спрашивать, где они прячут его сына, хотя тот понятия не имеет, где он находится.

— Не знаю, — ответил Кондрашов, после чего положил гаечный ключ и двинулся в сторону дома, где увидел еще двух полицейских.

Силовики, посовещавшись, разделились: трое полицейских напали сзади на шедшего к трактору Алексея Кондрашова, а остальные набросились на его сына Сергея. В этот момент Клавдия Кондрашова вернулась от соседки и увидела, как ее сын лежит на земле, а один из полицейских связывает ему руки ремнем. Кондрашов-младший получил удары в область правой лопатки и по затылку, а затем один из силовиков наступил ему на предплечье. Пенсионерка закричала и бросилась выручать своего сына, но полицейский ее несколько раз толкнул, после чего ударил в ключицу и крикнул:

— Иди на х..!

Алексей Кондрашов также лежал на земле, его избивали по всему телу, по шее, плечам и спине, затем пенсионеру связали руки за спиной ремнем. Потом его подняли на ноги и под руки поволокли к забору, через который перепрыгивали полицейские. Кондрашов попросил, чтобы его сначала отвели к трактору, так как он не заглушил мотор. Мужчина испугался, что из-за работающего трактора может случиться пожар. Но один из полицейских на это ему лаконично ответил:

— Нам по…й на твой трактор.

Алексея и Сергея Кондрашовых вывели с пределов их домовладения и посадили в машины. Кондрашов-старший подозревал, что после избиения у него сломано ребро. Машина двинулась в сторону Абдулино, по пути мужчина спросил полицейских, за что они его избили. На это оперативник ответил: из-за того, что они замахивались на них вилами и гаечным ключом.

Renault Duster молочного цвета, в котором везли Сергея, также двинулся в сторону Абдулино. По пути полицейские неоднократно спрашивали у задержанного, где находится его брат Юрий, и всякий раз били по лицу, когда не получали ответа. Несколько раз Сергей получил по носу

— Будешь жаловаться в обезьяннике под шконкой, — реагировал на попытки остановить бьющих полицейский.

В отделе полиции Сергея и Алексея развели по кабинетам, мужчин уже никто не избивал. Один из полицейских тогда сообщил своим коллегам, что собрался идти снимать побои и писать рапорт. Кондрашов-старший из этого сделал вывод, что силовики сейчас напишут историю о том, как они спровоцировали полицейских на применение силы. В отделе полиции Алексей Кондрашов почувствовал себя плохо и сообщил полицейским, что у него, вероятно, сломано ребро. Мужчина просил дать ему таблетку анальгина, но его просьбы были проигнорированы. Лишь спустя некоторое время один из присутствовавших в отделе полицейских дал ему таблетку, а в 17 часов участковый его отвез в больницу, где ему сделали рентген. Врачи ему ответили, что у него просто гематома, после чего Кондрашов вернулся в отдел полиции, где подписал свои объяснения. Домой он вернулся поздно вечером, почувствовал себя плохо и вызвал медиков. Позже у него диагностируют многочисленные повреждения: ссадины и гематомы на лице и на голове, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, перелом десятого ребра справа ближе к лопаточной линии. Клавдия Кондрашова в беседе с «Урал. МБХ медиа» рассказала, что у ее сына Сергея на следующий день вся правая рука стала фиолетовой из-за синяков, поэтому ей пришлось писать заявление в прокуратуру вместо него.

 

Версия полиции

 

В начале сентября Кондрашовы рассказали свою историю юристам «Комитета против пыток». Те направили в Следственный комитет документ с требованием провести проверку в отношении полицейских по признакам превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В материалах проверки (копии документов имеются в распоряжении «Урал. МБХ медиа») указано, что 29 августа 2019 года в дом к Кондрашовым приезжали начальник отдела уголовного розыска Абдулинской полиции Александр Пожитков, его заместитель, старший лейтенант полиции Руслан Гиниятуллин, двое старших оперуполномоченных Владимир Нефедов и Игорь Свиридов, а также стажер Артем Тенгереков.

Проверка показала, что у полицейских есть свой взгляд на случившееся. В частности, майор полиции Александр Пожитков в своих показаниях признает, что он вместе со своими коллегами выехал в село Малый Сурмет, чтобы выяснить местонахождение Юрия Кондрашова, находящегося в федеральном розыске. По его словам, прибывшие полицейские предъявили документы Алексею Кондрашову и сообщили ему о цели своего визита. Затем, пишет Пожитков, пенсионер к нему подбежал с гаечным ключом в руках и крикнул: «Я тебе щас всю бошку разобью». Сергей Кондрашов в этот момент схватил майора полиции за куртку.

Фото: предоставлено Комитетом против пыток

«Я в ответ попросил их прекратить совершать в отношении меня противоправные действия, объяснил, что нахожусь при исполнении своих должностных обязанностей. В тот момент, когда Кондрашов А. П. замахивался на меня с гаечным ключом, а его сын держал меня за руку, данные угрозы я воспринимал как реальные и опасался за свои жизнь и здоровье», — пишет в своих показаниях майор полиции Александр Пожитков.

Затем, по его словам, Алексей Кондрашов с гаечным ключом в руках побежал к находившемуся у сарая лейтенанту полиции Руслану Гиниятуллину и нанес ему удар рукой по лицу, от чего силовик пошатнулся. В этот момент Свиридов подбежал к месту перепалки, вместе с Гиниятуллиным повалил Кондрашова, применив физическую силу, и связал его руки ремнем. Тогда Сергей Кондрашов, побежал защищать своего отца, но Нефедов вместе со стажером Тенгерековым его также повалили на землю. По словам полицейского, вбежавшая во двор Клавдия Кондрашова пыталась оттолкнуть его, Нефедова и Тенгерекова от своего сына. Показания Пожиткова завершаются тем, что Кондрашовых доставили в отдел полиции для установления обстоятельство произошедшего. Аналогичные объяснения случившемуся дали и другие сотрудники Абдулинского отдела полиции.

В результате Абдулинский межрайонный следственный отдел СКР по Оренбургской области отказал юристам «Комитета против пыток» в возбуждении дела против полицейских. Проверка показала, что сотрудники уголовного розыска действовали в рамках ФЗ «О полиции» и никаких неправомерных действий в отношении Кондрашовых не совершали.

«Какая самооборона, против вас пенсионеры!»

Как рассказала «Урал. МБХ медиа» Клавдия Кондрашова, ее сына Юрия полицейские поймали в начале ноября 2019 года, после чего суд приговорил его за разбой к двум годам и десяти месяцам колонии общего режима. Согласно материалам дела, он вместе со своими знакомыми выпивал в селе Степановка, а когда закончились деньги, украл телевизор и избил местного жителя.

— Обидно. Стыдно и обидно, что все так произошло. Но люди к нам хорошо относятся, с пониманием. Говорят: «Клавдия Васильевна, с каждым такое может случиться». Я вот сейчас думаю: у нас же еще средний сын был, Костя. В 2012 году его машина сбила насмерть, когда ему было 27 лет. Так тому шоферу ничего не было. Видимо, судьба так распорядилась, что, потеряв сына, я спасла жизнь другому человеку, — с трудом сдерживая слезы говорит Кондрашова.

С последним отказом в возбуждении уголовного дела против полицейских юристы «Комитета против пыток» ознакомились недавно. С решениями Следственного комитета они категорически не согласны.

— Следователь за время проверки не разрешил многочисленных противоречий, которые имеются в показаниях Кондрашовых и сотрудников полиции. Мы обратились к руководителю Абдулинского следственного отдела с жалобой, в которой просим возбудить уголовное дело. Для установления полной картины произошедшего необходимо как минимум провести опрос Кондрашова на месте инцидента с видеофиксацией механизма причинения телесных повреждений, повторно опросить полицейских. Отмечу, что характер травм, которые получил Алексей Кондрашов, весьма серьезен. Согласно заключению специалиста в области судебно-медицинской экспертизы, телесные повреждения у Алексея могли быть образованы при обстоятельствах, о которых он сообщал изначально. Так, сотрясение головного мозга, подкожная гематома левой височной области, параорбитальная гематома слева, ссадина на лбу образовались от не менее трех ударных травматических воздействий, а закрытый перелом десятого ребра справа сзади образовался как минимум от одного ударного травматического воздействия. То есть Кондрашова ударили минимум четыре раза. Полицейские говорят, что они действовали в рамках самообороны. Какая самооборона? Против них была пенсионерка, ее муж предпенсионного возраста и их сын, а они избили и ребро сломали. Причем надо понимать, что полицейские — это натренированные люди, обладающие специальными навыками, в том числе борьбы. Они должны уметь предотвращать конфликты, а в случае необходимости применять силу так, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия, — рассказал юрист «Комитета против пыток» Тимур Рахматулин.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.