В Ленинском районном суде Краснодара начался процесс над адвокатом Михаилом Беньяшом. Его обвиняют в применении насилия к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). По версии следствия, адвокат Беньяш 9 сентября 2018 года применил насилие к задержавшим его сотрудникам полиции — пинал их и кусался. Защита Беньяша настаивает, что в применении насилия он невиновен, а сам был избит полицейскими. Беньяш и его защитники пришли в Ленинский суд, чтобы добиться справедливости. «Защищая Беньяша, я отстаиваю права адвокатов в целом», — рассказал адвокат Сергей Крайних.
Представитель правозащитной ассоциации Агора адвокат Александр Попков приехал в Краснодар из Сочи, чтобы защищать Михаила Беньяша. Он настроен пессимистически: «Ничего хорошего от суда мы не ждем, потому что такое дело, с такими «доказательствами» до суда добраться не должно было вовсе. Тем не менее, будем защищать коллегу и самих себя в его лице от распоясавшейся опричнины».
Потерпевшими по делу адвоката Беньяша проходят сотрудники полиции Егор Долгов и Дмитрий Юрченко.
Адвокат Янна Галаган, которая тоже защищает своего коллегу Михаила Беньяша, ждет от суда объективного и всестороннего рассмотрения, поиска истины по делу.
Истину искать еще не начали, а видеозапись, на которой отражен момент задержания адвоката Беньяша 9 сентября, уже потерялась. Оказалось, что следователь Данильченко не приобщил ее к материалам дела. Об этом рассказал адвокат Алексей Аванесян, который ждет от суда беспристрастности и объективности и надеялся, что процесс будет открытым.
Однако уже известно, что этой надежде известного адвоката не суждено сбыться. Судья Диана Беляк, под председательством которой проходит процесс в Ленинском суде, постановила, что представители прессы в зал суда допущены не будут.
Рассказывает адвокат Александр Попков: «Дословно воспроизвести мотивировку запрета на присутствие журналистов я не могу, но звучало примерно так, что это нужно для защиты чести, достоинства и деловой репутации потерпевших».
На вопрос, сталкивался ли он ранее с запретом со стороны суда на посещение уголовного процесса журналистами, Александр Попков ответил: «Всякое бывало, но с формулировкой в постановлении суда «признать невозможным присутствие представителей СМИ» в судебном заседании мы с коллегами встретились впервые».
Заместитель председателя комиссии по защите прав адвокатов Совета АП Москвы Александр Пиховкин так ответил на вопрос о соответствии закону такого запрета: «Я пока не имел возможности лично ознакомиться с таким решением суда, поэтому не готов комментировать именно этот судебный акт. В целом могу сказать, что российская Конституция не предусматривает запрета на посещение открытых судебных процессов лицами, выделенными по профессиональному или иному признаку. Конституция России в части 1 статьи 123 устанавливает принцип открытости разбирательств дел во всех судах. Этот принцип отражен и в специальных законах. Так, Конституционный закон «О судебной системе в РФ» в статье 9 повторяет конституционный принцип гласности в деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В свою очередь, статья 241 УПК РФ подтверждает распространение принципа открытости судебных разбирательств и на уголовный процесс. В части 2 указанной нормы приведен перечень оснований для закрытия судебного разбирательства от публики. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, по общему правилу судебное разбирательство по делу является открытым. При наличии конкретных, фактических, соответствующих закону оснований оно может быть закрыто для публики полностью или в части. Но вот чего закон точно не предусматривает, так это возможности закрыть процесс для части публики. И неважно, по какому признаку такая часть выделена. Нельзя запретить посещение открытых процессов только пожарным, только левшам или только гипертоникам. Тем более, нельзя запрещать посещение судебных заседаний только журналистам, деятельность которых напрямую связана с обеспечением принципа гласности судопроизводства. Судебный процесс не может быть приоткрытым».
Александр Пиховкин так же собирается прибыть в Краснодар для защиты Михаила Беньяша.
Отвечая на вопрос о возможности примирения сторон, Михаил Беньяш сказал: «Я думаю, что полицейским не разрешат, а мне не особо и хочется».
Дело адвоката Беньяша по существу суд начнет рассматривать 21 февраля. Человеку, который бескорыстно защищал активистов на протестных акциях, грозит до пяти лет лишения свободы.