in

Дело Беньяша. Предварительное заседание началось со скандала  — на суд не пустили журналистов

Михаил Беньяш. Фото: личная страница в Facebook

В Ленинском районном суде Краснодара начался процесс над адвокатом Михаилом Беньяшом. Его обвиняют в применении насилия к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). По версии следствия, адвокат Беньяш 9 сентября 2018 года применил насилие к задержавшим его сотрудникам полиции  — пинал их и кусался. Защита Беньяша настаивает, что в применении насилия он невиновен, а сам был избит полицейскими. Беньяш и его защитники пришли в Ленинский суд, чтобы добиться справедливости. «Защищая Беньяша, я отстаиваю права адвокатов в целом»,  — рассказал адвокат Сергей Крайних.

Представитель правозащитной ассоциации Агора адвокат Александр Попков приехал в Краснодар из Сочи, чтобы защищать Михаила Беньяша. Он настроен пессимистически: «Ничего хорошего от суда мы не ждем, потому что такое дело, с такими «доказательствами» до суда добраться не должно было вовсе. Тем не менее, будем защищать коллегу и самих себя в его лице от распоясавшейся опричнины».

Потерпевшими по делу адвоката Беньяша проходят сотрудники полиции Егор Долгов и Дмитрий Юрченко.

Фото с протестной акции в Краснодаре 5.05.2018, в чёрной майке Долгов, в голубой Юрченко. Фото предоставлено Михаилом Беньяшем

 

Адвокат Янна Галаган, которая тоже защищает своего коллегу Михаила Беньяша,  ждет от суда объективного и всестороннего рассмотрения, поиска истины по делу.

Истину искать еще не начали, а видеозапись, на которой отражен момент задержания адвоката Беньяша 9 сентября, уже потерялась. Оказалось, что следователь Данильченко не приобщил ее к материалам дела. Об этом рассказал адвокат Алексей Аванесян, который ждет от суда беспристрастности и объективности и надеялся, что процесс будет открытым.

Однако уже известно, что этой надежде известного адвоката не суждено сбыться. Судья Диана Беляк, под председательством которой проходит процесс в Ленинском суде, постановила, что представители прессы в зал суда допущены не будут.

Рассказывает адвокат Александр Попков: «Дословно воспроизвести мотивировку запрета на присутствие журналистов я не могу, но звучало примерно так, что это нужно для защиты чести, достоинства и деловой репутации потерпевших».

На вопрос, сталкивался ли он ранее с запретом со стороны суда на посещение уголовного процесса журналистами, Александр Попков ответил: «Всякое бывало, но с формулировкой в постановлении суда «признать невозможным присутствие представителей СМИ» в судебном заседании мы с коллегами встретились впервые».

Заместитель председателя комиссии по защите прав адвокатов Совета АП Москвы Александр Пиховкин так ответил на вопрос о соответствии закону такого запрета: «Я пока не имел возможности лично ознакомиться с таким решением суда, поэтому не готов комментировать именно этот судебный акт. В целом могу сказать, что российская Конституция не предусматривает запрета на посещение открытых судебных процессов лицами, выделенными по профессиональному или иному признаку. Конституция России в части 1 статьи 123 устанавливает принцип открытости разбирательств дел во всех судах. Этот принцип отражен и в специальных законах. Так, Конституционный закон «О судебной системе в РФ» в статье 9 повторяет конституционный принцип гласности в деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В свою очередь, статья 241 УПК РФ подтверждает распространение принципа открытости судебных разбирательств и на уголовный процесс. В части 2 указанной нормы приведен перечень оснований для закрытия судебного разбирательства от публики. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, по общему правилу судебное разбирательство по делу является открытым. При наличии конкретных, фактических, соответствующих закону оснований оно может быть закрыто для публики полностью или в части. Но вот чего закон точно не предусматривает, так это возможности закрыть процесс для части публики. И неважно, по какому признаку такая часть выделена. Нельзя запретить посещение открытых процессов только пожарным, только левшам или только гипертоникам. Тем более, нельзя запрещать посещение судебных заседаний только журналистам, деятельность которых напрямую связана с обеспечением принципа гласности судопроизводства. Судебный процесс не может быть приоткрытым».

Александр Пиховкин так же собирается прибыть в Краснодар для защиты Михаила Беньяша.

Отвечая на вопрос о возможности примирения сторон, Михаил Беньяш сказал: «Я думаю, что полицейским не разрешат, а мне не особо и хочется».

Дело адвоката Беньяша по существу суд начнет рассматривать 21 февраля. Человеку, который бескорыстно защищал активистов на протестных акциях, грозит до пяти лет лишения свободы.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.