Апелляционная инстанция Пермского краевого суда 22 июля отказала в иске 43-летней Ольге Накаряковой о ее восстановлении на госслужбе. Бывшая замруководителя управления ФССП по Пермскому краю и заместитель главного судебного пристава раскаялась в даче взятки «неустановленному должностному лицу ФССП России» за назначение ее на должность руководителя управления региона. А затем предъявила своему прежнему работодателю иск о признании незаконным приказа об увольнении, компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей и оплате вынужденного прогула на сумму более 485 тыс. рублей.
Говорите! Вас слушают
19 сентября 2017 года Ольга Накарякова из Перми поговорила по телефону с женщиной, которая представилась заместителем директора федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Помигаловой Ольгой Александровной. Столичная собеседница сказала, что губернатор Пермского края и директор ФССП России якобы приняли решение снять главного судебного пристава региона Игоря Кожевникова.
Вот как описывает эту беседу Накарякова (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены):
«Женщина сказала, что я состою в кадровом резерве и предложила мне занять должность руководителя Управления, отметив, что данное предложение согласовано с директором ФССП и в случае моего отказа будет назначен человек из г. Москвы, который приедет с новой командой и неизвестно, что будет с теми документами, которые находятся в моем личном деле о которых она говорила {tooltip}ранее{end-texte}Из показаний Накаряковой следует, что речь шла о неких документах, которые якобы имели отношение к уголовному делу Кожевникова и в случае их передачи в следственные органы она могла бы стать фигурантом уголовного дела. — «МБХ медиа».{end-tooltip}, но в случае моего согласия она эти документы из личного дела изымет (…)»
«Женщина сообщила мне, что ей необходимо вылететь в Пермь для встречи с губернатором с целью обсуждения вопроса о снятии с должности Кожевникова И.А. и назначении на его место меня. После этого женщина спросила меня, какая сумма может быть предоставлена в Фонд помощи Губернатора Пермского края, сказав при этом, что она должна быть с пятью нолями. Я предположила, что данная сумма должна составлять порядка 700 000 рублей и уточнила источник данных денежных средств. Женщина ответила. Что данные денежные средства должна внести я и дала мне десять минут чтобы найти деньги, при этом указав, что если я не смогу найти всю сумму, то она сможет мне помочь, так как лично знакома с Решетниковым (пермский губернатор Максим Решетников. – «МБХ медиа»)».
Вряд ли Накарякова предполагала тогда, что ее телефонные разговоры контролирует ФСБ. Уже через день, 20 сентября, после разговора с сотрудником этой спецслужбы Носковым ей пришлось признать факт общения «с замдиректора ФССП России Помигаловой и ее помощником Новиковым».
Из потерпевшей – в подозреваемые
29 сентября 2017 года оперативник Носков написал рапорт об обнаружении признаков преступления. 11 октября полиция возбудила уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере») – в отношении неустановленных лиц. Накарякова была признана потерпевшей. На допросе она дала показания, которые спустя 15 месяцев стали основанием для расследования против самой Накаряковой – о покушении на дачу взятки (орфография и пунктуация сохранены):
«Примерно через десять минут я сама перезвонила на абонентский номер (…) и сказала, что не смогу найти деньги, у меня их нет. На это женщина ответила, что она уже сообщила директору ФССП России и губернатору Пермского края Решетникову о моем назначении и если я не найду деньги мне надо будет писать рапорт об увольнении, добавив, что так как я отказала губернатору работу мне в Пермском крае не найти и что будет дан ход материалам, которые находятся в моем личном деле. Я ответила, что денег мне не найти, на что женщина сказала мне писать рапорт об увольнении и положила трубку (…)»
«После этого я обратилась к Бухвалову Николаю Ювенальевичу и попросила у него в долг 400 000 рублей. Бухвалова я знаю по работе, он обращался за консультацией в ФССП примерно в июне-июле 2017 года, насколько я помню по поводу задолженности по судебному приказу».
Накарякова подробно рассказала, что бывший председатель правительства Пермского края Бухвалов в течение нескольких минут перевел деньги на переданный с помощью СМС номер ее зарплатной карты. Через приложение «Сбербанк-онлайн» она перечислила эти деньги на четыре карты с номерами, указанными собеседницей.
5 декабря из полицейского уголовного дела о мошенничестве материалы против самой Накаряковой были выделены в отдельное производство и переданы в СКР.
До 8 лет заключения
10 января 2019 года СКР возбудил в отношении замглавного судебного пристава Прикамья уголовное дело по части 3 статьи 30 и пункту «б» части 4 статьи 291 УК РФ («Покушение на дачу взятки должностному лицу в крупном размере»). За это тяжкое преступление грозит до 8 лет лишения свободы со штрафом в размере до 60-кратной суммы взятки. В случае с Накаряковой, которая созналась в попытке подкупить свое московское начальство за 400 тыс. рублей, штраф мог достичь 24 млн рублей.
Испугавшись оказаться по ту сторону решетки, подозреваемая попросила прекратить уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием. 6 февраля производство по коррупционному делу было прекращено. Следствие учло раскаяние Накаряковой, ее добровольное сообщение в краевое управление ФСБ о совершенном преступлении против интересов государственной службы. Бывшая подозреваемая расписалась в соответствующем постановлении, где указано – деятельное раскаяние не является реабилитирующим основанием. Директор ФССП России Дмитрий Аристов, изучив материалы ведомственной проверки, приказом от 28 февраля уволил пермскую подчиненную – за утрату доверия.
Во всем виновата пресса
7 марта 2019 года Накарякова обратилась в Орджоникидзевский районный суд Перми с иском о восстановлении на работе. Компенсацию морального вреда она оценила в 1 млн рублей. Расчет оплаты за время вынужденного прогула возрастал с каждым судебным заседанием — от 89 тыс. до 485 тыс. рублей.
Райсуд 8 мая полностью отказал в заявленных требованиях. Свое выступление на апелляции 22 июля в Пермском краевом суде бывшая чиновница начала с атаки на СМИ:
«Проверка проведена на основании публикаций в интернет-ресурсах, которые не являются государственными. Это так называемая желтая пресса. С двух изданий информация удалена. Буду в судебном порядке добиваться ее удаления в других изданиях (…) Отдала своей работе всю сознательную жизнь – больше семнадцати лет. Единственный раз привлекалась к дисциплинарной ответственности. Последние пять лет приходилось работать по 12-16 часов. Все-таки я – женщина, у меня двое детей. Уголовное дело прекращено по моему ходатайству. Не было намерений дать взятку. Это сделано под угрозами».
Представитель ФССП России Анжелика Смирнова напомнила, что в нарушение ведомственных требований Накарякова не сообщила в Москву о своем телефонном разговоре от 19 сентября 2017 года и перечислении денег. В объяснительной на имя директора она скрыла факт возбуждения против нее уголовного дела о взяточничестве. Поэтому утратила доверие.
Прокурор Любовь Левыкина дала заключение: «Совершение коррупционного правонарушения установлено совокупностью представленных доказательств. В том числе – материалами уголовного дела и объяснениями самой истицы. Существенных нарушений при увольнении не допущено».
Апелляционная инстанция согласилась с доводами прокурора.