in

Фотошоп вместо надгробия: как предприниматель из Псковской области наживался на мертвых ветеранах

Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа

 

 

Андрей Кузавка создал «Военно-мемориальную компанию силовых структур» в 2005 году. Предприятие с одним-единственным сотрудником оказывало ритуальные услуги родственникам военных и силовиков, а в 2010 году решило расширить поле деятельности и добавить в «клиенты» участников Великой Отечественной войны. Кузавка в «фотошопе» рисовал надгробия, создавал коллажи с кладбищенскими панорамами, а после забирал в местном военкомате компенсацию за «изготовление и установку памятников» погибшим на войне. 

«Подпишите здесь»

В 1994 году Правительство РФ выпустило постановление «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы <…>, а также на изготовление и установку надгробных памятников». По нему родственники участников Великой Отечественной войны имеют право на возмещение расходов на ритуальные услуги. Оплата идет за счет средств Минобороны, курируют выплаты региональные военные комиссариаты.

Чтобы доказать факт существования памятника и получить компенсацию за его изготовление и установку, родственникам умершего достаточно принести в военкомат фотографию могилы с надгробием, документы, подтверждающие оплату услуг, свидетельство о смерти, справку с места захоронения, удостоверение участника или инвалида войны. 

В Пскове на ритуальных услугах для силовиков специализируется созданная в 2005 году «Военно-мемориальная компания силовых структур». Именно ее рекомендуют выбирать родным погибших военнослужащих, несмотря на то, что цены, по их словам, там выше средних, и документы оформляются крайне странно. 

Андрей Кузавка. Фото: личная страница Кузавки в Одноклассниках

Директор этой мемориальной компании Андрей Кузавка еще в 2010 году безошибочно выделил в перечне необходимых для компенсации документов главный для себя пункт – фотографию – и начал действовать. Он нашел полный список захороненных на территории Псковской области участников Великой Отечественной войны и приступил к поискам их родственников. Редакция «МБХ медиа» не смогла обнаружить этот документ в открытом доступе, а источники издания из силовых структур предположили, что список он мог получить напрямую от сотрудников военкомата.

Андрей Федорович целенаправленно находил тех, кто установил погибшему близкому памятник задолго до его предложений. Это были в основном пенсионеры. Пользуясь тем, что пожилые люди законов не знали, обещал вернуть деньги. Кузавка сознательно лгал им, говоря, что положена компенсация за стоящий уже несколько лет памятник, а взамен получал нужные документы – заявления на возмещение расходов, копии свидетельств о смерти, рукописные объяснительные по факту утраты удостоверений участника ВОВ и т.д.

Так Андрей Кузавка добывал не только документы участников войны, нужные ему для предъявления в военкомате, но и образцы подписей их живых родственников. А позже копировал их, подписывая своей рукой все договоры подряда на изготовление и установку памятников. Те в реальности никогда не появлялись – на своем офисном компьютере Андрей Федорович установил Adobe Photoshop и по-стахановски мастерил все мемориалы на нем. Памятники были именными, с датами рождения и смерти, только вместо фотографий реальных участников войны на слепленных в фоторедакторе монументах иногда красовались фотографии посторонних людей – предприимчивый директор ООО «ВМКСС» не всегда находил возможность съездить на реальную могилу и сфотографировать портрет похороненного в ней солдата.

 

ФСБ против фотошопа

Сотрудники псковского военкомата долго не замечали подделок. Андрей Кузавка успел «установить» 12 памятников участникам Великой Отечественной войны на 280 тысяч рублей, пока не попался сотрудникам Управления ФСБ России по Западному военному округу. «Практически все преступления выявляются в результате оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Военкомат в этом не участвует, работают специализированные подразделения правоохранительных органов. Очень эффективно они сработали и в этот раз. Жалко, что с некоторым опозданием», – прокомментировали «МБХ медиа» обстоятельства раскрытия преступления в прокуратуре.

Суд приговорил предпринимателя к одному году шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. На оглашении судья Борис Кашаев подчеркнул, что Андрей Кузавка начал частично возмещать ущерб, признал вину, раскаялся в содеянном и активно способствовал расследованию.

 

«Важна не суровость наказания, а его обязательность»
Андрей Кузавка. Фото: личная страница Кузавки в Одноклассниках

Через пять лет выяснилось, что раскрытию собственных преступлений Кузавка способствовал крайне избирательно. 

В июне 2019 года в Псковском городском суде вступил в силу приговор за преступление Андрея Кузавки по той же статье 159 УК РФ – мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В этот раз сотрудники управление ФСБ России по Западному военному округу раскрыли еще четыре «фотошопных» эпизода в деятельности «Военно-мемориальной компании силовых структур» на 115 тысяч 245 рублей. Эти памятники он «установил» еще до первого уголовного дела. 

Уже знакомый Андрею Федоровичу судья Борис Кашаев снова приговорил его к условному сроку – одному году трем месяцам лишения свободы с испытательным периодом в два года. Также суд постановил взыскать с подсудимого в пользу военкомата Псковской области 48 тысяч 990 рублей.  Гособвинитель в суде изначально требовал лишения свободы, но после обжаловать условный срок не стал.

«Ущерб по последним эпизодам составляет 115 тысяч рублей. Это небольшой убыток. Рецидива никакого нет, выявлены дополнительные эпизоды. Это преступление было совершено до вынесения приговора суда по предыдущему уголовному делу, и рецидива нет, формально он юридически не судим, и совершил преступление фактически впервые. Во-вторых, он фактически возместил причиненный ущерб государству. Является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Признал вину, раскаялся в содеянном – дело рассматривалось в особом порядке. Важна, как говорят руководители государства, не суровость наказания, а его обязательность», – прокомментировал «МБХ медиа» позицию прокуратуры Юрий Зайцев. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.