В начале октября в редакции калининградской газеты «Новые колеса» прошел обыск. Также он прошел и у журналиста издания Алексея Малиновского, которому полицейские рано утром выломали дверь в квартире и продержали несколько часов лицом в пол. За 25 лет своего существования «Новые колеса» переживали и не такое. Четыре раза газете приходилось менять официальное название, трижды ее закрывали, дважды на редактора издания совершались покушения, один раз ему пришлось самому отсидеть за решеткой. «Северо-Запад. МБХ медиа» рассказывает об истории самого преследуемого издания Калининграда.
«Колеса»
В начале 90-х годов в официальной газете Балтийского флота «Страж Балтики» появилось рекламное приложение под названием «Колеса». Его основателем стал капитан третьего ранга Игорь Рудников. Новое издание писало об актуальных для региона событиях, в частности — о перегоне подержанных автомобилей из Европы в Россию через Калининградскую область. Отсюда газета и получила название – «Колеса». В ней публиковались также и материалы о коррупции на Балтийском флоте.
«Тогда на флоте растаскивали все что только можно. Командиры, адмиралы, офицеры – все в этом участвовали. Был случай, что в Таллинне даже умудрились продать две подводные лодки. Их списали на металлолом и отправили в Финляндию. А уж в каком количестве воровали и продавали топливо – вообще не говорю», — рассказал «Северо-Запад. МБХ медиа» Рудников.
«Новые колеса»
В 1995 году Рудников уволился в запас и основал собственную газету «Новые колеса», которая еженедельно выходила объемом в 32 полосы и уже не имела отношения к Балтийскому флоту. Издание быстро стало одним из самых популярных в Калининграде: его журналисты не стеснялись критиковать власти региона и силовые структуры. Спустя год Рудникова избрали депутатом городского совета Калининграда.
«Наша газета стоила недешево, но ее все равно покупали, потому что мы могли писать то, о чем не писали другие», — вспоминает Рудников.
Поджог редакции
В марте 1998 года неизвестные попытались сжечь редакцию «Новых колес». Ночью они разбили окно в офисе газеты и забросили туда два коктейля Молотова. Однако те не загорелись, и пожара удалось избежать. Как сообщили позже сотрудники милиции, поджигатели не дали как следует разгореться вставленным в бутылки фитилям, которые потухли, когда летели в окно. Месяцем ранее у окон редакции была взорвана начиненная гайками самодельная бомба. Никто не пострадал, возбуждать уголовное дело милиция не стала.
«Приезжал начальник уголовного розыска Дымовских. Говорил, может это из-за каких-нибудь коммерческих проблем? Но всем и так понятно было, что это акция устрашения», — говорит Рудников
По его мнению, за инцидентами с бомбой и коктейлями Молотова стоял вице-губернатор Калининградской области Георгий Топазлы.
«В то время мы много писали про него. Он постоянно хотел закрыть газету. Была в Калининграде тогда группировка Андрея Корсика. Позже я узнал, что это их работа. Один из людей Корсика мне сказал, что их нанял Топазлы», — рассказал главред «Новых колес».
Первое покушение
12 июня 1998 года, на День независимости России, сын губернатора Калининградской области Леонида Горбенко – Александр – протаранил на своем джипе «мазду», в которой находилась семейная пара. Супруги остались инвалидами, но не были признаны потерпевшими. «Новые колеса» оказались единственными СМИ Калининграда, опубликовавшими фотографии с места ДТП, которые, по мнению редакции, доказывали вину сына губернатора. Александр Горбенко на тот момент был офицером ВМФ в звании капитана второго ранга.
«Его отвезли в военный госпиталь и сделали липовый анализ крови. Там у них все было схвачено, поэтому следов алкоголя не обнаружили. Очень жалко было пострадавших. Они лежали в калининградской больнице и реально умирали. Я вмешался уже не только как журналист, но и как депутат. В итоге Горбенко дал команду отвезти их на лечение в Петербург», — вспоминает Рудников.
Спустя несколько недель на него было совершено первое покушение. Трое неизвестных избили главреда «Новых колес» в подъезде собственного дома гаечным ключом и арматурой. По словам Рудникова, роковым должен был стать первый удар ключом в висок, но ему удалось вовремя подставить руку.
«По вечерам я ходил с охраной – моим приятелем, который занимался единоборствами. Поэтому они напали днем, когда его рядом не было».
Оставшегося лежать в луже собственной крови журналиста спас сосед, вызвавший скорую. Рудникову сделали трепанацию черепа, врачам удалось спасти ему жизнь.
По факту покушения на жизнь Рудникова было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Впоследствии оно несколько раз переквалифицировалось.
«Когда сотрудники решили свести все к «хулиганке», поднялся большой скандал. Даже Явлинский вмешивался. В итоге, впервые в России возбудили дело по 277 статье – посягательство на жизнь государственного деятеля», — рассказал Рудников.
Сам журналист считает, что это был заказ семьи калининградского губернатора. Расследованием дела занималось ФСБ, но не особо в этом усердствовало.
«Дело вел следователь Николаенко из ФСБ. Он все прекрасно понимал. Как-то сказал мне: я губернатора с сыном даже допрашивать не могу, а уж посадить их тем более».
В результате дело так и не было раскрыто. По словам Рудникова, однажды он беседовал с местным криминальным авторитетом Олегом Парчуком по прозвищу «Самурай», который признался ему, что в покушении участвовали люди из его группировки.
Второе покушение
Следующее покушение Игорь Рудников пережил уже в качестве депутата калининградской областной Думы. В 2016 году у кафе «Солянка» на журналиста напали двое киллеров, прибывших из Петербурга – Михаил Васюк и Алексей Каширин.
«Все местные отказались, поэтому им пришлось нанимать убийц в Петербурге», — рассказал журналист.
Бывший охранник криминального авторитета Александра Ефимова (Фимы Банщика) Васюк держал Рудникова, пока бывший омоновец Каширин наносил тому удары ножом. Рудников получил пять ножевых ранений, а Васюк с Кашириным спокойно сели в поджидавший их «мерседес» и уехали.
По словам журналиста, от смерти его спасла армейская сноровка и пуховик, который не дал ножу пройти слишком глубоко в тело. Одно из ранений было всего лишь в двух миллиметрах от левой почки. В итоге Каширин получил 9 лет строгого режима, а Васюк уже сидел в тюрьме за двойное убийство, когда была установлена его причастность к покушению на Рудникова. Заказчик так и не был найден, но журналист считает, что за покушением на него стоял глава Светлогорского района Калининградской области Александр Ковальский.
«Мы много писали о различных махинациях Ковальского. Например, он сдавал муниципальную землю фирме своей жены. Также они хотели построить в светлогорском заповеднике апарт-отель в 22 этажа на берегу моря, а по факту жилой дом. Вырубили кучу деревьев. Я выступал против строительства в этом месте. Но Ковальский уже понабрал под это дело кредитов на четыре миллиарда, плюс были задействованы московские бизнесмены, для которых он являлся неким гарантом. Вот он и решил меня ликвидировать», — говорит Рудников.
Арест
Игорь Рудников рассказал «МБХ медиа», что пытался добиться, чтобы дело о покушении на него было передано в ФСБ:
«Киллеры работали очень топорно, нагло. Действовали у всех на виду. Но следствие толком не велось, не было никаких подвижек».
В итоге дело завели на самого Рудникова. В ноябре 2017 года главный редактор и издатель «Новых колес» был задержан сотрудниками ФСБ. Рудникову были предъявлены обвинения в вымогательстве 50 тысяч долларов у генерала СК Виктора Леденева.
«Леденев обещал мне переквалифицировать дело на 105 статью – покушение на убийство, чего я давно добивался. Также он пообещал передать часть материалов. Я начал понимать, что идет какая-то непонятная игра и мне пытаются впарить деньги. По итогу вышло так, что Леденев передал нашей сотруднице пакет с деньгами под видом документов. Затем забрали и меня».
По обвинению в вымогательстве Рудников почти два года провел в следственных изоляторах Калининграда, Москвы и Петербурга, пока летом 2019 года суд не переквалифицировал его статью на самоуправство и не освободил прямо в зале суда.
«По факту, меня должны были полностью оправдать. Но в таком случае пришлось бы наказывать тех, кто сфабриковал против меня дело. Поэтому они придумали мне покушение на самоуправство».
За время, проведенное в тюрьме, главред «Новых колес» познакомился с такими известными арестантами как «ночной губернатор Петербурга» Владимир Барсуков-Кумарин, вор в законе Захарий Калашов, он же Шакро Молодой, бывший губернатор Кировской области Никита Белых, бывший полковник МВД Дмитрий Захарченко.
«Как-то ко мне подошел Шакро Молодой и спросил: я ли тот самый журналист, которого арестовали за вымогательство у генерала? Похвалил. Сказал: они у нас постоянно вымогают, а тут хоть кто-то у них».
Обыски
Несмотря на освобождение главреда, спокойной жизнью редакция «Новых колес» так и не зажила. После прихода на пост губернатора Калининградской области Антона Алиханова в офисе издания трижды происходили обыски с последующим изъятием техники. И главный редактор Игорь Рудников, и журналист Алексей Малиновский, в квартире которого прошел последний обыск, связывают их с именем главы региона, недовольного критическими материалами в «Новых колесах» о калининградских властях и о себе лично.
Сейчас Игорь Рудников находится за границей. Как он рассказал «МБХ медиа», знакомые из органов предупредили его, что по возвращению в Россию его может ожидать арест или даже убийство.
«Мне сказали, что есть два варианта: первый — меня арестовывают сразу после пересечения границы по какому-нибудь надуманному поводу, второй – ко мне не применяют никаких санкций, а просто сажают на две недели на карантин, где меня ожидает судьба главы Чувашии… (Михаил Игнатьев, отправленный в отставку Путиным глава Чувашии, пытавшийся восстановиться в должности через суд, умер от коронавируса в июле 2020 года. — «МБХ медиа»)».