В Омской области глава администрации Дружинского сельского поселения Сергей Бабинцев подал в суд на местный Совет депутатов из-за того, что тот почти в два раза уменьшил ему зарплату. На процессе стали всплывать детали одна другой интереснее, и все не в пользу чиновника. Оказалось, что глава регулярно получал различные надбавки, на которые по факту не имел права. Бабинцев получал деньги за ученую степень и за почетное звание, которых у него не было, и даже материальную помощь, положенную тем, кто пережил стихийное бедствие или пожар. Таким образом, за неполные четыре года в карман Бабинцева «упало» больше 900 тысяч «лишних» рублей. Но еще любопытней то, что подобная практика начисления зарплат чиновникам бытует, похоже, не только в Дружинском сельском поселении.
Подал в суд на себя из-за зарплаты
Сергей Бабинцев совмещает сразу три должности: он глава Дружинского сельского поселения Омского района Омской области, глава администрации того же поселения и председатель местного совета депутатов. Неприятности Бабинцева начались с того, что в июне 2019 года совет депутатов Дружинского сельского поселения решил уменьшить ему как главе администрации зарплату – с 85 до 45 тысяч рублей.
На то, как вспоминают депутаты, было две причины. Во-первых, у поселения забрали существенную часть полномочий, в связи с чем рабочий график Сергея Бабинцева стал не таким напряженным. Во-вторых, за четыре года в должности Бабинцев проявил себя, по мнению народных избранников, как довольно посредственный хозяйственник.
Сергею Бабинцеву эта идея, конечно, не понравилась, и он – как глава администрации – отклонил принятое депутатами решение, направив его на повторное рассмотрение.
Депутаты обратились за поддержкой в прокуратуру Омского района, но надзорный орган никакой личной заинтересованности в действиях Бабинцева не разглядел. Мол, глава администрации вполне беспристрастно может рассматривать вопрос о снижении своего денежного содержания.
Депутаты не сдались и в августе все-таки срезали Бабинцеву зарплату. В ответ он подал на совет депутатов (и на самого себя, как на председателя совета) в суд, но в обстановке такой секретности, что никто из его коллег до последнего не подозревал о существовании этого искового заявления. «Узнали мы о нем совершенно случайно, – рассказывает депутат Максим Антонов. – Я предполагал, что Сергей Бабинцев может подать в суд, и стал обзванивать канцелярии судов, пытаясь узнать, нет ли у них иска в адрес Совета Дружинского сельского поселения. В третьем по счету суде мне ответили, что дело в производстве, и завтра, 12 сентября, уже состоится беседа».
Вряд ли Бабинцев всерьез мог рассчитывать на то, что суд позволит ему быть одновременно и истцом, и ответчиком, то есть судиться с самим собой за свою зарплату. Поэтому он заранее пригласил на роль представителя совета депутатов лояльного к себе адвоката. А всех нелояльных, видимо, сознательно оставил в неведении. В последний момент план Бабинцева провалился, и представителем депутатского корпуса в суде все-таки стало «лицо неангажированное» – юрист Сергей Бычков.
Премии – для всех
А дальше Омский областной суд погрузился в бухгалтерские расчеты. Исследование формулы, по которой Бабинцеву начислялось денежное содержание, приготовило участникам процесса немало чудных открытий. Сам базовый оклад, можно сказать, был символический – всего 3900 рублей. Но «в комплекте» с ним шли различные премии и надбавки, с которыми и вышел основной казус. Оказалось, что глава получал максимальную, 30-процентную надбавку за выслугу лет, хотя ему, с его стажем, полагается пока только 15%. Дальше – больше: 25% надбавки Бабинцеву платили за ученую степень, которой он не имел, 10% «накидывали» за то, что он якобы почетный гражданин. Предоставляли ему и материальную помощь – на нее может рассчитывать муниципальный служащий, переживший стихийное бедствие, пожар и прочие неприятности. При этом нужно, чтобы сотрудник написал заявление на получение такой матпомощи. Бабинцев подобных заявлений не подавал, уверяют депутаты.
То же самое с премиями за выполнение особо важных и сложных служебных заданий. Распоряжений органов местного самоуправления, на основании которых они даются, не было, настаивают депутаты, а сами премии Бабинцеву выплачивались. «За неполные четыре года переплата Сергею Бабинцеву составила примерно 931 тысячу рублей», – подсчитал Максим Антонов.
Похоже, Бабинцев – не единственный глава поселения в Омском районе, кто постоянно получает сверх положенного. Выступившие в Омском областном суде в пятницу, 18 октября, сотрудники администрации Омского района объяснили, что денежное вознаграждение для глав рассчитывается везде одинаково. То есть все надбавки закладываются в зарплату чиновников изначально, причем берутся предельные значения ежемесячных выплат.
«Сегодня должность может занимать один человек, у которого нет ничего, завтра другой, который имеет все – и звания, и выслугу. Нельзя каждый день пересчитывать заработную плату, – горячился в суде начальник контрольного управления администрации Омского района Андрей Соколов. – И второе. Нельзя привязываться к конкретному человеку, иначе у нас получится чехарда. Мы вообще не сможем планировать финансовые расходы. Поэтому нами взяты такие нормы».
«Почему каждый день-то пересчитывать? – недоумевает Максим Антонов. – Глава у нас избирается один раз на пять лет».
Треть зарплаты чиновника – «левые» надбавки?
Андрей Соколов признал, что такая практика повсеместна. Выходит, что зарплата рассчитывается не конкретному главе поселения с его собственными заслугами (или их отсутствием), а некоему абстрактному муниципальному служащему. И Бабинцев «виноват» лишь в том, что у него не возникло желания добровольно отказаться от «незаслуженных надбавок», настояв на перерасчете. Основная же проблема – в сложившейся системе начисления зарплат главам. Всплывшие в ходе процесса детали заставляют усомниться в ее справедливости.
«На суде нам рассказали, что это устоявшаяся практика, но при этом нормативного документа, который бы устанавливал, что надо исходить именно из максимального стажа и начислять все надбавки сразу, нет. То есть, мы разворошили осиное гнездо. Похоже, все главы у нас, в Омском районе, кандидаты и доктора наук, почетные граждане, – говорит Сергей Бычков. – Фактически треть зарплаты чиновника составляют надбавки, на которые он не имеет права».
Не исключено, что рассмотрение иска Бабинцева спровоцирует цепную реакцию в Омской области. На заседания приезжают депутаты из других сельских поселений (пока, правда, только из Омского района) – набираться знаний. В кулуарах они намекают, что тоже хотели бы проверить своих глав на «липовые заслуги» и в дальнейшем добиваться того, чтобы формула начисления зарплаты муниципальным служащим была бы приближена к реальности.
Тем временем Совет депутатов Дружинского сельского поселения начал рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Сергея Бабинцева.
«Глава местной администрации не сообщил о конфликте интересов, как того требует закон о противодействии коррупции. Более того, он использовал свое служебное положение, чтобы отклонить решение совета депутатов о снижении себе зарплаты», – объясняет депутат Максим Антонов.
Очередное судебное заседание по иску Бабинцева, на котором может быть вынесено решение, состоится 28 октября.