Чтобы запретить зекам заниматься телефонным мошенничеством, колония в Псковской области заглушила сотовую связь и интернет в ближайшем поселке с 4000 жителей. Теперь, чтобы позвонить родным, люди вынуждены отъезжать за три километра от поселка. В самой колонии при этом связь есть.
1 ноября коллегия МВД России поручила своим сотрудникам вместе с ФСИН России, ФСБ и Роскомнадзором проработать вопрос об установке блокираторов сигнала сотовой связи на территории колоний для борьбы с телефонным мошенничеством заключенных. Предложить конкретные меры ведомства должны к маю 2020 года. Пионером в битве с бизнесом сидельцев стала исправительная колония №4 в Псковской области.
«Весь поселок бедствует»
– Не завершена операция. Вот он завис, пожалуйста! – показывает онлайн-кассу предприниматель Николай Мартынюк. Он держит маленький продуктовый магазин и пытается дать покупателям возможность расплатиться картой. – Опять ошибка! И так уже 10 дней! Они же привязаны к мобильному интернету, вот и не работают! У нас и в том магазине, и в другом заглушено все. Вот, гляньте на телефон – все антенны пустые. И Теле2, и МТС. Нет связи в поселке! Нас принуждают жить по закону с аппаратами, а ничего не получается! Извините, придется наличными, – говорит он пенсионерке.
– Весь поселок бедствует, – кивает стоящая у кассы бабушка и достает кошелек.
Она живет в Середке. Это поселок в 38 километрах от Пскова, где зарегистрировано около 4000 человек. Здесь есть школа, детский сад, почти развалившаяся больница и несколько церквей. На въезде в поселок висит большой баннер: «Служба в УИС – твоя уверенность в будущем». Там молодой человек с напряженным лицом и настороженная девушка обещают стабильную зарплату, социальный пакет и карьерный рост.
Исправительная колония строгого режима №4 (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области) – главное предприятие в поселке, по словам местных, за полутора тысячами заключенных следят больше 500 сотрудников. В Середке привыкли к постоянным учениям и не рискуют жаловаться, даже когда после бреющих полетов ведомственных вертолетов с деревянных домов слетает покрытие. Но к отключению связи во имя борьбы с телефонным бизнесом сидящих оказались не готовы.
– У нас даже телевизор в воскресенье не работал вообще! Нет сигнала вообще! Целый день! Глушат нам связь, особенно МТС.
– А врача как вызываете? – спрашиваю.
– Выезжают за Середку – несколько километров или в одну сторону, или в другую – и оттуда звонят. Это те, у кого есть машина, а пешком-то туда далеко, не пойти, – говорит местная жительница Мария.
– Я только что пыталась позвонить, и никак! И так уже неделю! Раньше глушили на Теле2 и Мегафоне, а теперь и до МТС дошло! Интернета нет на обеих симках, а я за него плачу! – собираются вокруг нас возмущенные люди.
– Муж пошел в МТС. А там сказали: «С этим вопросом не к нам!» Не принимают жалобы, потому что дело не в них!
– Правда? А я звоню, когда в Пскове, и лаю на них! – собираются вокруг нас возмущенные люди. Они боятся называть свои имена и не хотят попадать на фото, потому что «с колонией здесь связаны все, кто знает, как обернется».
От отключений связи пострадал и бизнес. Сбой случился не только у онлайн-касс, но и в системе ЕГАИС, через которую контролируется оборот алкоголя.
– Прежде чем продать спиртное, надо пробить его через ЕГАИС и отправить в УТМ, чтоб данные ушли в налоговую! А он зависает и пишет, что ошибка! Когда глушилки были отключены, все шло нормально. А теперь опять! – ругается Ольга Яковлева.
– Мало того, что у нас не работает связь, у нас еще и через день выключается на полдня свет. Вот у меня магазин с мясом и рыбой и полдня света нет – я рискую товаром, – сердится хозяйка магазина «Добрый» Наталья Бадзюк.
Жители Середки уже через три дня после пропажи связи провели свое расследование: опросили знакомых, которые работают в местной колонии, и выяснили – дело в специальных глушилках.
– Я Вере Дмитриевой (имя изменено по просьбе собеседницы. – «МБХ медиа») позвонила, как все началось и спросила, мол, что опять происходит, она там работает, поэтому знает все. Верка и говорит: «Я в курсе, но это не по телефону». И я поняла тогда, значит, врублена глушилка, – рассказывает Елена.
«Начальник колонии поставил глушилку за забор»
«Глушилкой» здесь называют стационарный блокиратор связи, который, по словам местных, еще летом установил начальник исправительного учреждения Сергей Князев. Тогда в поселке также исчезла связь, люди терпеть не стали и пошли жаловаться на сайт губернатора региона Михаила Ведерникова.
«Все жители Середки в один миг переместились из XXI века в средневековье. Нет возможности не только общения по телефону и интернету, но и обращаться за услугами в учреждения, вызывать скорую неотложную помощь. И это в то время, когда правительство переводит население страны на электронные услуги. <…> Начальник колонии решил упростить свои внутрилагерные обязанности в ущерб многочисленному населению Серёдки!» – писал житель поселка Сергей Князюк.
«Источником периодического пропадания сотовой связи было включение блокиратора сигнала сотовой связи, установленного на территории ФКУ ИК-4. В настоящее время данное оборудование выключено, проблемы с сотовой связью отсутствуют», – ответил ему в августе начальник управления цифрового развития и связи администрации Псковской области Денис Матвеев.
Он также сообщил, что обсудил ситуацию с блокировкой связи на расширенном совещании с участием с регионального Роскомнадзором и представителя УФСИН России по Псковской области. «По итогам совещания достигнуто соглашение о взаимодействии служб во избежание блокирования сотовой связи вблизи исправительных учреждений», – заверил чиновник.
Житель Середки Алексей Евсеев, который в 2015-2016 годах работал в исправительной колонии №4 и ставил блокиратор связи у бараков, рассказал «МБХ медиа», что «глушилку» сотрудники учреждения включают и выключают по приказу начальства.
– У меня хороший приятель там на зоне работает. Я с ним теперь договариваюсь, чтобы сообщал, когда они включают эту глушилку. А как еще? Но внятного графика там нет. Я сам много лет работал в этой колонии и ставил такие «глушилки», чтобы зэки не пользовались мобильниками, но тогда в деревне связь оставалась, так как что аппаратура стояла внутри зоны.
– Сейчас тогда почему телефоны не работают? – спрашиваю.
– А теперь начальник колонии ставит ее за забор, потому что он все боится, что зэки ее испортят. Был такой инцидент: колония купила дорогую глушилку, а они ее всю разломали и разбили. И вот теперь блокиратор стоит за забором. Но надо ставить внутри учреждения, тогда они будут работать эффективно, не будут мешать жителям Середки. Но начальник то ли не понимает, то ли он не хочет как-то защитить вышку от зэков – ставит за забор из металлопрофиля. А тот экранирует излучение, и получается один большой локатор, который усиливает блокиратор, и излучение от него начинает работать в обратном направлении – в поселок. Блокиратор перехватывает исходящий с телефона сигнал (который должен идти на вышку оператора) и оставляет себе. Я вам больше скажу, в зоне связь есть! Начальник по факту глушит поселок!
«Будет распоряжение с Москвы, тогда и сниму»
На официальном портале госзакупок указано, что 11 июня 2019 года ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области заключила контракт с зарегистрированным в Москве ООО «Клевер» на поставку стационарного подавителя сигналов. «Глушилка» стоила 149 900 рублей и приобреталась за счет федерального бюджета. Изначально колония искала блокиратор связи «Терминатор Stat-CKJ-1506dw-4GO-105W» или эквивалент. После торгов, где участвовали «Клевер» и ИП «Коньшин Артем Владимирович», было принято решение о покупке стационарного подавителя сигналов «Кобра-105W».
На портале правовой и нормативно технической документации опубликована региональная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы». Из нее следует, что в 2018 году на территориях исправительных учреждений Псковской области также приобретались и устанавливались подавители сигналов сотовой связи. Их подключение в документе названо «профилактическим мероприятием, направленным на снижение уровня рецидивной преступности».
На портале госзакупок указано, что середкинская колония покупала блокиратор и в 2014 году. Тендер тогда выиграло ООО «Спектр-СКС Урал», оно продало колонии стационарный подавитель SPK-1101 за 85 тысяч 500 рублей. Знакомый с ситуацией в колонии Алексей Евсеев считает, что исправительное учреждение сейчас может использовать обе «глушилки» для большой эффективности.
– Мы предполагаем, что это из-за того, что колония поставила более мощные глушилки, – соглашается предприниматель Николай Мартынюк. – В итоге, даже Эстония внедряется, а нашей связи нет. Я у всех уже был, начиная с МТС и Теле2 и заканчивая председателем Собрания депутатов Андреем Неофитовым. Насколько я знаю, ходили к начальнику колонии, но он им сказал: «Я — федеральное учреждение, будет распоряжение с Москвы, тогда сниму».
В администрации Середкинской волости «МБХ медиа» подтвердили, что проблемы со связью появились из-за нововведений колонии.
– Глушит связь колония, у них там техника поставлена. Мы им писали по лету, они ответили, что «глушилка» не влияет на качество связи, – ответили сотрудники аппарата.
Глава волости Раиса Шумкина в тот день была в командировке в другом районе и заявила, что жители поселка не жаловались ей на связь.
– Если хотя бы один обратится, мы сделаем запрос в «Ростелеком», как в прошлый раз. Тогда нам ответили, что приняты меры. Не доказано, что колония глушит. Мы не можем вот так утверждать, что колония или не колония, – заявила глава.
В пресс-службе УФСИН России по Псковской области «МБХ медиа» отказались комментировать ситуацию с блокировкой связи на территории Середки и посоветовали отправить запрос на имя руководителя федерального ведомства.