Ростовский областной суд приговорил Влада Мордасова к шести годам и семи месяцам колонии строгого режима. Яна Сидорова — к шести с половиной годам. Их признали виновными в покушении на организацию массовых беспорядков. В ходе судебного процесса подсудимые не раз заявляли о пытках со стороны правоохранительных органов, а большинство свидетелей обвинения отказалось от показаний, данных на предварительном следствии. Но суд это не смутило. Подробности последнего заседания — в нашем репортаже.
С четверти первого до половины четвертого судья Шумеев в окружении судей Бакулева и Григорова зачитывал приговор. С самого начала стало понятно, что оправдательного вердикта ждать не стоит.
— Суд установил, что Мордасов и Сидоров совершили покушение на организацию массовых беспорядков, а Шашмин — покушение на участие в массовых беспорядках, — произнес едва различимо Шумеев, и надежда зала на справедливый исход пропала.
Три с половиной месяца с начала судебного следствия защита разваливала доводы обвинения, строящиеся на доносе человека, которого никто в глаза не видел, рапорте полицейских и чате в Telegram. Три с половиной месяца в суд приходили свидетели обвинения и отказывались от показаний. Они говорили, что на них давили во время допроса, угрожали, били. Три с половиной месяца сотрудники правоохранительных органов читали показания с листиков, забывали, что произошло, и путались в показаниях.
Два года Влад Мордасов и Ян Сидоров сидят в СИЗО за пикет и чат. Два года их родные борются за справедливость для своих детей. Два года про это дело пишут журналисты и правозащитники. Два года подсудимые пишут во все инстанции о том, что их пытали – и получают тишину в ответ.
Результат – суд в окончательном решении пересказал изначальные доводы обвинения, расставил акценты в пользу выгодных обвинению свидетельских показаний, данных в ходе предварительного следствия, не приняв во внимание тот факт, что сами свидетели от своих слов отказались. Все экспертизы, которые защита считает заказом следствия, стали основанием для признания ребят виновными.
«Приз зрительских симпатий». Последние выступления защиты по делу Мордасова, Сидорова и Шашмина
Сегодня, 4 октября в Ростовском областном суде...
Как издевательство в приговоре звучали даже смягчающие обстоятельства. Суд счел таковыми «явку с повинной» и «активное способствование в раскрытии преступлений».
Влад Мордасов и Ян Сидоров приняли приговор мужественно, едва ли не с улыбками на лице. Они были похожи на людей, которые только что услышали какой-то фарс и как будто не поняли, что именно произошло, но нашли это настолько абсурдным, что ухмыльнулись.
Когда судья Шумеев закончил свое трехчасовое выступление, в зале повисла тишина. Её прервала общественница Ольга Зенина, которая с самого начала пыталась помочь ребятам.
— Вы же понимаете, что это не правосудие? Это позор! — воскликнула она.
Зал зашелся в единодушном крике «Позор! Позор!». «Вы знаете, что все с самого начала было враньем! Это натуральная расправа! Вы вынесли приговор себе! Вас всех подвергнут люстрации! Ростов за пацанов! Мальчишки, мы будем за вас бороться!» — доносились крики из зала.
Судьи Бакулев и Григоров молча стояли, а Шумеев попытался что-то сказать и резко замахал руками, но ни слова выдавить из себя так и не смог. В итоге судейская тройка тихо юркнула в заднюю дверь.
Когда Влада и Яна переводили из «аквариума» в конвойное помещение, люди бросились к ним. Они кричали слова поддержки, обещали вытащить ребят. Те в ответ благодарили собравшихся за участие.
— Мальчишки, простите нас, пожалуйста, вы тогда пытались нас защитить, а мы для вас ничего сделать не смогли, — сказала сквозь слезы пожилая женщина, чей дом сгорел на Театральном спуске в августе 2017.
Тем не менее, защита не собирается прекращать борьбу. Следующий шаг — Третий апелляционный суд общей юрисдикции в Сочи.
5 ноября 2017 года 20-летний Влад Мордасов и 18летний Ян Сидоров вышли в пикет на площади возле здания правительства Ростовской области. На плакате у Яна было написано «Верните землю ростовским погорельцам», у Влада — «Правительство в отставку». За этот пикет им дали сначала 7 суток административного ареста, а позже возбудили уголовное дело по статье о покушении на организацию массовых беспорядков. Вячеслав Шашмин был задержан сотрудниками полиции неподалеку от площади. Следствие связало всех троих с деятельностью группы «Артподготовка» (запрещена на территории РФ — «МБХ медиа»). В основу обвинения лег чат «Революция 5/11/17» в мессенджере Telegram. В этот день оппозиционный блогер Вячеслав Мальцев обещал революцию в России. Около 30 человек стали фигурантами аналогичных уголовных дел в российских регионах.