in

«Наша жизнь стоит десять марлевых повязок»: Сибай задыхается от химических выбросов

Смог в Сибае. Источник: Вконтакте

 

В черте города Сибай в республике Башкортостан с ноября ликвидируют возгорание. Выбросы газа с заброшенного карьера в безветренную погоду ложатся плотным туманом так, что сложно что-либо разглядеть, люди жалуются на тошноту и одышку, местным жителям рекомендуют реже появляться на улице и по паспорту выдают бесплатные респираторы, при этом школы и детские сады не закрывают, а глава республики запретил мэру покидать город. Сибайцы, представители администрации и металлургического предприятия рассказали «МБХ медиа», что происходит в башкирском «Сайлент Хилле».

«Натуральный геноцид»

Житель поселка Рудный городского округа Сибай Ринат Абдуллин рассказал «МБХ медиа», что «повеяло» дымом еще летом, но по-настоящему почувствовали запах серы только в ноябре. «Тогда руководство города накинулось на завод буровых реагентов, что они травят город», — рассказывает мужчина. Впоследствии 27 декабря работу завода приостановили из-за загрязнения воздуха.

С 11 на 12 декабря произошел сильный химический выброс, город окутал туман, от которого было трудно дышать, болела голова, тошнило, или начинался кашель. «Мы друг друга не видели, задыхались, некоторые даже дома, стоял кислый запах, было страшно, натуральный геноцид», — рассказывает Абдуллин. Вечером 12 декабря сибайцы стихийно собрались у здания администрации за объяснениями, успокоить горожан вышел мэр Рустем Афзалов. Позже проверка проб воздуха эпидемиологического центра показала «незначительное превышение» сероводорода, сообщил республиканский Госкомитет по чрезвычайным ситуациям.

 


 
Причина экологической проблемы — тление руды в не работающем с 2003 года карьере Сибайского филиала АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (СФ УГОК). В безветренную погоду газ поднимается со дна карьера на поверхность. Больше всего достается близлежащим поселкам Золото, Горный и Рудничный, в котором живет Ринат, рассказывает он.

Пресс-секретарь СФ УГОК Светлана Кадырова рассказала «МБХ медиа», что предприятие локализует и ликвидирует два очага возгорания с 16 ноября 2018 года, а до декабря, по ее словам, жалоб не поступало, очаги выявили в ходе профилактики. Для ликвидации предприятие использует три средства: смесь горной породы с глиной, измельченный известняк с щелочной водой и заливку с щелочной водой, которые спускают по бортам или через трубопровод, потому что карьер не работает, дорог вглубь нет. Воронка около 500 метров глубиной разрабатывалась изначально «Башкирским медно-серным комбинатом», затем, по решению властей республики, карьер передали «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК), а СФ УГОК — ее местный филиал, говорит Светлана.

«Филиал — одно из градообразующих предприятий, у него активная гражданская позиция, поэтому он взял на себя ответственность ликвидировать все последствия, потому что карьер на территории промышленной площадки предприятия, хотя сам филиал не успел воспользоваться благами этого карьера».

При смене владельца, по словам Кадыровой, никто не хотел брать на себя ответственность по содержанию закрытого карьера с самого его закрытия. В результате произошло обрушение бортов, оголились залежи руды, богатые серой. «Для природного возгорания достаточно просто контакта с воздухом и водой», — говорит пресс-секретарь.

Сибайский карьер. Фото: Администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан

В конце декабря в Сибае умер двухлетний мальчик, в детском соматическом отделении ребенка отказались госпитализировать. Источники ProUfu.ru говорят, что ребенок не был болезненным, за ним ухаживали, но у него вдруг поднялась температура, он начал кашлять и задыхаться.

А 14 января произошел очередной выброс, на следующий день в город приехал врио главы республики Радий Хабиров и запретил мэру Афзалову уезжать из города до первого февраля — крайний срок, когда экологическую ситуацию в городе должны привести в порядок. До февраля школам возле карьера запрещено проводить занятия по физкультуре на улице, а детским садам — выводить детей на прогулки. В Сибай были направлены врачи из Уфы: токсиколог, аллерголог и инфекционист. В городе несколько раз в день делают замеры превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода и диоксида серы, выделяемых в карьере. 19 января начали раздавать медицинские маски и активированный уголь по паспорту.

Официальный представитель администрации городского округа Расуль Байгильдин рассказал «МБХ медиа», что объявлять режим ЧС и эвакуировать местных жителей не собираются. «Ситуация в Сибае не предусматривает введение режима ЧС», — говорит Байгильдин.

 

«Пока у нас массово не пойдут трупы, никто не обратит внимание»

Местная жительница Альфия Булякарова не смогла попасть на прием к уфимскому врачу со своим ребенком: в обозначенный в расписании день специалиста не было. Уже два месяца как у ребенка Альфии пропал аппетит и проблемы с пищеварением из-за загрязнения воздуха, рассказала женщина «МБХ медиа». По ее словам, несмотря на прибавление узкоспециализированных врачей, персонал для забора крови не расширили, хотя на анализы направляют всех.

«Сегодня поликлиника была забита битком, не пробиться, очереди даже в гардеробе. Мам с грудничками не пропускают вперед, у всех ажиотаж, у всех дети болеют, кашляют, — говорит Булякарова. — Всем подряд ставят диагноз пневмония, но не может же быть так, что у нас массовая болезнь, а карантин не объявлен. Наша жизнь, похоже, стоит десять марлевых повязок. Еще и по паспорту, чтобы прописка была сибайская. А уехать отсюда нам не на что».

На встречах с местными властями обеспокоенные родители поднимают вопрос закрытия детских садов и отмены занятий в школах хотя бы по субботам, но, по словам Булякаровой, чиновники сводят разговор к учебным планам. Одновременно в ежедневных оповещениях администрация рекомендует «сократить физическую активность и время пребывания на улице», «чаще умываться, промывать глаза, нос и рот чистой водой», «увлажнять воздух в помещении, пить как можно больше воды», если сибайцы почувствуют запах серы.

 


18 января городская прокуратура сообщила о возбуждении уголовного дела по факту выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Местные жители требуют, чтобы дело возбудили в отношении СФ УГОК, но, по словам, представителя предприятия Светланы Кадыровой, проверок со стороны прокуратуры и тем более уголовного дела нет.

Тем временем на смоге уже наживаются мошенники — продают в соцсетях выделенные бесплатно главой республики Сергеем Аксеновым путевки в Крым и записи к врачам. Министерство здравоохранения Башкирии не предоставило «МБХ медиа» оперативный комментарий по этому поводу.

Активисты хотели провести экологический митинг 28 января, но его не согласовали из-за того, что площадка в выбранное время будет занята. А на встрече с Хабировым 15 января местные жители спросили, могут ли они провести митинг 3 февраля, на что временный глава республики дал понять, что провокаций «никто не боится». Но Альфия говорит, что если митинг не согласуют, то сибайцы выйдут на сход граждан.

Инициативная группа горожан «Сибай, дыши!» проводит ежедневные «переклички», составляет так своеобразную карту выбросов, активисты собирают деньги на датчики для независимого исследования проб воздуха.

«Мы оказались заложниками экологической катастрофы, — говорит местный житель Ринат Абдуллин. — Это же Россия: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. По последней трагедии мы можем судить, что, только когда произойдет взрыв, зашевелятся и Путин, и местные власти. Находятся миллиарды на строительство, расселение дома. Как только «Зимняя вишня», начинаются массовые проверки торговых центров, будто надо заживо сжечь людей, чтобы начать шевелиться. Пока у нас массово не пойдут трупы, никто не обратит внимание».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.