in

Обман, фальсификации и угрозы: о чем рассказали ингушские депутаты на конференции по «установлению границ» между Чечней и Ингушетией

Фото: МБХ медиа

В Москве 22 ноября прошла пресс-конференция, посвященная закону об установлении границы между Чечней и Ингушетией. На ней присутствовали депутаты народного собрания Ингушетии, выступавшие против соглашения Рамзана Кадырова и Юнус-Бека Евкурова Сет-Салим Ахильгов, Ахмет Накастхоев, Закрий Мамилов, Руслан Гагиев и Зелимхан Оздоев. Они рассказали, как проходила ратификация соглашения, кто фальсифицировал голоса и как депутатам мешают провести новые слушания.


«У руководителей республики нет уважения к народу»


Открывал конференцию ингушский депутат Закрий Мамилов. «В последние месяцы лихорадит республику Ингушетия, да и Чеченскую республику. Руководство нашей республики в нарушение всех законов приняло решение, которое было выставлено на утверждение в парламент – так был принят закон. И эта ситуация – подготовка соглашения, хода его оглашения, порядок его вынесения на обсуждение в парламент – выходит за рамки здравого смысла», —  заявил Мамилов.

По его словам, до 26 сентября ни один из депутатов не знал, что Юнус-Бек Евкуров готовит соглашение с Рамзаном Кадыровым, а население об этом узнало только через интернет. «Когда серьезный вопрос установления границы, размежевания между соседями решается келейно, это говорит о том, что у руководителей республики и правительства нет уважения к народу, нет с ним связи», —  считает депутат.

О готовящемся переделе земли депутаты узнали от жителей Сунженского района, откуда забрали наибольшую часть земель. Оно было подписано 26 сентября, тогда депутат был дома и «увидел информацию в интернете». Он позвонил Зелимхану Оздоеву и спросил, что происходит в Магасе. Оказалось, в регион якобы на совещание приехали руководители субъектов Северо-Кавказского округа во главе с Александром Матовниковым —  полпредом округа.

В этот же день на региональной конференции «Единой России» Юнус-Бек Евкуров рассказал, что соглашение об установлении границ подписано, границы установлены объективно, «ни один лишний сантиметр территории Ингушетии не ушел в состав Чеченской республики». «Некоторые депутаты повелись на это, восприняли с радостью, мол, границы установлены», —  замечает Мамилов.

«Мы заметили, что самая маленькая и густонаселенная республика лишилась 34 000 гектаров земли, а не 17-18, как говорили ранее. Но 28 числа руководитель региона собирает общественные движения и показывает карту масштабом 1:200000, где ничего не разглядеть. Он прошелся по границе, люди ничего не поняли», —  вспоминает депутат. Он предложил отложить рассмотрение соглашения «на месяц-другой», создать комиссию из картографов, историков, пообщаться с той стороной. Вместо этого на 4 октября назначили внеочередное заседание парламента.

Лишь за два дня до заседания депутатам прислали документы: страницу на одно соглашение и небольшую карту. Само заседание парламента «нарушало все, что можно». Депутаты предлагали не рассматривать этот вопрос, потому что он пока не подготовлен, отложить на месяц, но им отказали. Тогда они решили устроить тайное голосование: на заседании были глава республики Евкуров, председатель правительства, представители прокуратуры «и других спецслужб». «Под таким прессингом не все решались голосовать открыто, поэтому мы решили голосовать тайно», —  говорит Мамилов.

По его словам, выборы были сфальсифицированы. «Мы между собой договорились, некоторые даже фотографировали свои бюллетени. И тут по результатам голосования нам говорят, что 17 голосов отдали за соглашение, три против и четыре испортили бюллетень. Мы хотели испортить побольше, чтобы избежать собрание кворума». Депутаты собрались и подписали заявление о новом внеочередном собрании, чтобы пересмотреть закон, но руководство парламента распустило весь аппарат и отпустило руководителей. «Нас до понедельника не пускали в парламент, чтобы мы не могли какие-то документы взять. Я не видел большего цинизма, чем тогда», —  замечает Закрий.

Тем не менее, 15 человек подписались, что голосовали против закона (позже эта цифра достигла 20). Депутаты пытались собрать новое заседание, но не получалось, поскольку не набирался кворум: «То депутаты в командировках, то где-то еще». 10 октября, когда нужное количество депутатов смогло приехать в парламент, пятеро, «которых даже депутатами нельзя назвать», облили парламент грязью, вышли из него и таким образом сорвали кворум, который не может собраться до сих пор. «Они встали в оппозицию к народу», —  заключает Мамилов.

Фото: МБХ медиа

Конституционный суд Ингушетии признал соглашение незаконным, потому что любое изменение земель должно проводиться через референдум. Руководство республики с этим несогласно, они пошли в Конституционный суд России. По словам Мамилова, руководитель региона судится со своим народом: «Как с этим можно жить, руководить республикой?»


«Крестьянин одной ногой стоит в своем уделе»

Зелимхан Оздоев рассказал, что Конституция не предусматривает установление границ, по ней возможно лишь изменение. «Перекраивание границ будет равносильно Ящику Пандоры», —  сослался он на слова Владимира Путина, которые президент произнес 10 лет назад. По его мнению, изменение границ может привести к гражданской войне, но пока «есть возможность закрыть этот ящик».

«У нас есть общество, которое ссылается на традиции, на родовые места, где кто проживал. Чтобы нам определиться с соседями, никакие карты не нужны. Я знаю, где жили 16 моих предков, где их могилы», —  сказал Оздоев. «Люди вышли на улицы, чтобы выразить протест против передачи земель, которых и так нет. Помните картинку из учебника истории, где крестьянин одной ногой стоит в своем уделе? Такая же ситуация и у нас».

Когда в стране 15 миллионов 175 тысяч квадратных километров земли, в Ингушетии всего 3,6. И зачем надо было лезть к нам, когда у нас самая маленькая площадь и самая большая плотность? В Сунженском районе 600 человек на квадратный километр! Если наши соседи хотят развить свою республику, я бы предложил ему и всем патриотам воспользоваться хорошей программой – отправиться на Дальний Восток. Там дают гектары. Пожалуйста!». 


«Если мы будем живы, республика будет жива»

Старейший депутат Народного собрания Ингушетии Сет-Салим Ахильгов рассказал о том, как его обманул Юнус-Бек Евкуров, которого он поддерживал последние созывы.
«Коллеги не дадут соврать —  я всех хватаю за глотки, когда они хают его (Евкурова) за какие-то недоработки. Я не упускал ни одного случая, чтобы доказать им, что это достойный человек. Когда я узнал, что стыковались чеченский и ингушский лидеры и передали Чечне пятачок земли с большим количеством нефти, я послал человека к Евкурову, попросил его сюда прийти. Он не пришел. Внаглую отказался. Второй, третий раз зову —  не пошел. Он позвал меня. Я пошел, я не гордый.

Сказал ему: «Юнус-Бек Баматгиреевич, знаешь, сколько я слюней выбрызгал, защищая твою честь и твой мундир? Я не хочу, чтоб ты знал. Но то, что ты сейчас собираешься делать, это будет твоим концом, и не только служебным». Он вскочил с места, спросил, хочу ли я его убить. «Боже, избавь, говорю. Мы не будем этого делать». Он предложил собрать парламент, чтобы ратифицировать, они уже подписали соглашение. У меня крик из груди вырвался: «Нет! Никто не будет голосовать и делать это! Если кто-то это сделает, это будет последним днем республики.

Митинг против соглашения об установлении административной границы Ингушетии с Чечней в Магасе. Фото: Елена Афонина / ТАСС

Но они провели заседание, заранее смонтировали это все. Мы сами двое суток не могли понять, что произошло. Исполняющий обязанности председателя комитета, засланный казачок Светличный Василий Иванович, который выполнял роль председателя комиссии, которого выгнали, забрал себе такого же, как и он сам, все расписали, подписали, мол, столько проголосовали за, столько против. Они просто взяли диаметрально противоположные данные!

Нас было 17 человек, мы сидели в одном ряду, знали, кто как голосует. Но они сразу зашли в счетную комнату, куда и Евкуров зашел, и эти ребята (сотрудники спецслужб). Через некоторое время выходят и говорят: за проголосовали 17 человек, против – четыре. Я озверел. Мы что, играем в какую-то варварскую игру? Как вы можете, сидя в парламенте республики, говорить это людям? Кто вы такие после этого? Мне ответили: «Твоя судьба уже решена». Только Всевышний решит мою судьбу! В 1953 году я лежал в одной больнице со Сталиным, там мне врачи сказали, что я и восьми часов не проживу!»

Под конец монолога Ахильгов заплакал. «Спасибо, что пришли послушать нашу боль. А это у нас боль. Даю вам слово: если мы будем живы, наша республика будет жива. Мы и пяди земли не отдадим. Даже похоронить Евкурова мы не позволим на этой земле», —  заявил депутат.


Давление разжигает смелых


Закрий Мамилов заявил о поддержке активистов, арестованных 17 ноября на субботнике у реки Фортанга. «Митинги —  мнение народа, его воля. Говорю за себя: пока митинги идут в правовом русле, я буду всецело на их стороне. Я готов использовать свой опыт, помогать активистам в составлении каких-то документов. Пока народ ставит объективные требования, я с народом. И все мы будем с ним».


На некоторых депутатов, подписавших отказ, оказывают давление. Это Бийял Евлоев, Магомед Гадиев и Магомед Тибоев. «Им валом угрожают. Могут и тем придавить, и тем придавить, другими делами. Это просто наглое физическое давление на трусливых людей. Смелых это разжигает», —  сказал после конференции Сет-Салим Ахильгов. По его словам, пока депутаты не меняют своего мнения, «по крайней мере, вчера они были с нами».


29 ноября в парламенте Ингушетии пройдет заседание по бюджету, мы попытаемся протащить пересмотр соглашения туда. «Мы хотим 18 числа провести, но нам надо 11 депутатов. Они куда-то уезжают, ложатся в больницу. Мы все равно соберем. Бюджет скоро, а мы первым вопросом поставим пересмотр соглашения. Количество депутатов против не изменилось».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.