in

«Остановите мусорный геноцид». Жители станицы в Ростовской области полтора месяца протестуют против строительства завода

Фото: Глеб Голод

 

 

Жители станицы Кировской в Кагальницком районе Ростовской области узнали, что в непосредственной близости от их домов появится мусороперерабатывающее предприятие, ещё в середине апреля. Запланированный завод к нашумевшей мусорной реформе никакого отношения не имеет, его строит частный инвестор «Донэкопром» — компания, о которой ничего не известно. Местных жителей это решение категорически не устроило.

 

В 10 утра к зданию местного ДК стягивается народ. Всего около пятисот человек. Те, кто в первых рядах, идут с плакатами. «Мы выбираем жизнь», «Остановите мусорный геноцид», «Народ против мусорного полигона в станице Кировской!» — гласят надписи на них. После письма губернатору Ростовской области Василию Голубеву на три тысячи подписей, разговоров с ним и встреч с министрами ситуация начала меняться в лучшую сторону. Региональные власти оказались недовольны действиями властей районных и велели им как можно скорее разобраться с ситуацией.

 

— Наша борьба здесь ещё не закончена, — вещает с импровизированной сцены на ступеньках ДК лидер протестующих Александр Оганьян. — Вы все хотите, чтобы завода на территории станицы не было?

— Да! — хором отзывается толпа.

Затем Александр зачитал расшифровку своего телефонного разговора с губернатором, в котором последний заявил о необходимости «заниматься исправлением просчётов со стороны района и конкретно его главы Грибова». На этом достижения инициативной группы не закончились. Встреча с министром ЖКХ Андреем Майером и министром природных ресурсов и экологии Михаилом Фишкином тоже принесла свои плоды. Они предложили создать рабочую группу из сотрудников своих министерств и протестующих для более плодотворного разрешения ситуации. На вопрос о том, поддерживают ли такое решение жители, публика снова одобрительно хлопает.

Фото: Глеб Голод

Следующий план инициативной группы — сначала продавить перенос строительства завода в промзону. Проблема зацепила кировчан так сильно, что они решили попробовать разбираться с мусором по всей России, а не только у себя. Они хотят запретить строительство таких полигонов меньше чем в 15-20 км от населённых пунктов. Для этого они планируют при помощи местных властей внести в Госдуму соответствующий законопроект. Кроме этого они уверены, что такие полигоны, как тот, что собираются строить у них, можно строить внутри МЭОКов.

— Нужно, чтобы частные компании с нулевым капиталом не приходили и не портили жизнь разным станицам, — говорит Оганьян.

Участница инициативной группы Наталья Шамаева напомнила собравшимся, что на пути к губернатору их ждало много проблем, в частности информационное противостояние. Несколько местных СМИ едва ли не в один день опубликовал похожие друг на друга материалы, в которых нахваливали честного инвестора и задавались вопросом, откуда «растут ноги» протеста и кто его финансирует.

— Называют это всё управляемым протестом, — смеётся Наталья. — То есть вы сюда пришли, потому что вам приказали, так?

— Нет! — дружно отзывается толпа.

В толпе заметили и главу района Игоря Грибова. Позже он поднялся на сцену и выступил перед жителями на фоне растянутого баннера «ГРИБОВ И.В., МЫ ПРОТИВ строительства завода по переработке мусора и размещения полигона по захоронению опасных отходов». На этот раз он заверил жителей, что он полностью на их стороне и если какой-нибудь завод и появится, то точно не в ближайшее время. Аргументировал он это необходимостью проведения всех экспертиз и получения всех разрешений.

Игорь Грибов (справа). Фото: Глеб Голод

— У вас там на плакате написано «Грибов, мы против», а Грибов тоже против! — вдруг сказал глава. — Если будет как-нибудь доказано документально или экспериментально, что завод правда плохой, я первый же выступлю против него! Но вы поймите, я должностное лицо, я не могу как вы. Вот скажите, что я должен сделать как глава района, чтобы остановить строительство? Я это сделаю.

— Не проводить профилактических бесед с членами государственных организаций, признать допущенную ошибку, искать альтернативные места для завода и сказать об этом инвестору, — ответил Оганьян.

— Что касается агитации за строительство завода, то мы ей не занимались. Не было и не будет никакого давления. Скажите, что я могу сделать как глава района? Какой нормативно-правовой акт принять? Скажите — я его приму. Я действую в рамках закона. Участок в аренду я сдал по закону.

В толпе раздались недовольные возгласы. «А кто привёл сюда «Донэкопром»?» — послышался вопрос из толпы.

После выступления Грибова высказались ещё два чиновника — глава Кировской администрации Николай Измайлов и глава поселения Сергей Мышакин. Первый посетовал о тяжёлой доле местного депутата, у которого мало полномочий, сказал, что всегда был на стороне жителей и переживает, что если инвестор со своим заводом прогорит, то вся финансовая нагрузка ляжет на жителей.

— Если есть хотя бы малейшее подозрение, что там будет пыль и копоть, то этот участок надо менять, и, думаю, вы меня в этом поддержите, — резюмировал депутат.

Глава поселения в своей речи в основном упирал на тяжёлую долю чиновника, жаловался на ненормированный рабочий день и убеждал жителей, что к нему всегда можно прийти вообще с любым вопросом, и он всегда поможет. Две женщины в ответ на это вспомнили истории про Мышакина. В первом случае пенсионеры у него попросили выделить тележку, а он озвучил сумму, которая сильно превышала размер их пенсий. Во втором на просьбу жительницы ответил, что таких, как она, во время войны расстреливали.

Фото: Глеб Голод

После всех запланированных выступлений митинг перешёл в формат открытого микрофона. Каждый желающий мог подойти высказаться или задать вопрос чиновникам. В основном люди выходили со словами поддержки и благодарности, призывали не сдаваться до конца, высказывали недовольство ситуацией, критиковали местную власть.

— А у «Донэкопрома» вообще есть деньги? — спросил вдруг пожилой мужчина у микрофона.

— Есть, — ответил Грибов.

— Сколько?

— Много!

— А мы вот знаем, что у них нулевой баланс, и отсутствует отчётность, — заметил Оганьян.

— Ну так радуйтесь! — отшутился глава района. — Если у них нет денег, то, конечно, они не смогут построить никакой завод.

Вопросов к «Донэкопрому» действительно много. Как получилось, что его возглавляет бывший директор ростовского дворца бракосочетания? Почему её до сих пор никто не видел? Как вышло так, что директор по развитию «Донэкопрома» работает одновременно и на крупную батайскую компанию «Эко-Спас Батайск»?  Как участок 11 га отошёл компании без отчётности с первого шага аукциона? Почему местные власти не пытались возражать?

Жителей настолько вдохновила проблема с заводом, что они на этом же митинге решили сортировать мусор, заниматься переработкой пластика, а однажды, может быть, даже провести у себя экологический форум. Но только после того, как разберутся с заводом.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.