in

«Протест, который может затмить Шиес». Жители двух регионов против целлюлозо-бумажного комбината на Рыбинском водохранилище

Фото: СТОП ЦБК /РЫБИНСК / ВКонтакте

Сразу в нескольких городах — Ярославле, Череповце, Рыбинске и Тутаеве — 1 декабря прошли акции протеста против строительства целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Жители Ярославской и Вологодской областей уверены, что комбинат, который планируется построить на берегу Рыбинского водохранилища, нанесет экологический ущерб всему бассейну Волги.



Самый крупный митинг прошел в Рыбинске. Там, по словам организаторов, на акцию пришли около тысячи человек. Она проходила на окраине города, на Комсомольской площади, потому что городские власти не согласовали протестующим место в центре. По этому поводу высказался даже мэр Рыбинска Денис Добряков.

«Как и большинство рыбинцев обеспокоен ситуацией вокруг ЦБК и не могу стоять в стороне от решения этого вопроса, — заявил он. — Полностью разделяю озабоченность, которая высказывается в социальных сетях и СМИ по этому поводу. Поддерживаю позицию губернатора Дмитрия Миронова и депутата Госдумы Валентины Терешковой в отношении отмены строительства ЦБК. В то же время считаю нецелесообразным выходить на митинги, поскольку сейчас этот вопрос решается в рамках официальных полномочий администрации и правительства области».

В этот же день акция протеста против строительства комбината прошла и в Тутаеве. На нем удалось собрать 114 подписей под резолюцией, требующей отменить строительство ЦБК. Сбор подписей продолжается ежедневно.

В Ярославле подобный митинг местным активистам не согласовали, поэтому в городе прошла серия одиночных пикетов против ЦБК. Люди вышли на центральные улицы города с плакатами «Нам здесь жить», «Волга — не выгребная яма», «Защитим наш край» и другими. Там так же собирают подписи под обращением к региональной власти.

О том, почему ЦБК — крупная экологическая угроза для всего бассейна Волги и как она может затронуть сразу 20 российских регионов, рассказала местная активистка и биолог Татьяна Разумова.

«Волга – и так очень загрязненная река, — утверждает она. — Одна из самых загрязненных в России. На федеральные проекты по ее спасению выделяются сотни миллиардов рублей. Они пойдут на ликвидацию старых, захороненных на дне и суше загрязнений, на снижение на 80-90% промышленных сбросов в реку, на восстановление по ее берегам почвы».

«ЦБК – очень водоемкое производство, — продолжает Разумова. — На одну тонну выпускаемой целлюлозы уходит порядка двадцати тонн воды. Небольшая ее часть расходуется, остальная – возвращается обратно в водоём. Очевидно, что при самых лучших способах очистки в водоем возвращается уже техническая вода. А строить ЦБК собираются как раз между трехсоттысячным промышленным Череповцом, вливающим в водохранилище немало собственной технической воды и отходов, и Дарвинским заповедником».

Прошедшие митинги — не первые. Неделю назад в Рыбинске и Тутаеве люди так же собирались на протестные акции, но тогда их было меньше.

Масштабную кампанию против строительства ЦБК изначально организовывал лидер движения «Новая Россия» и директор Института актуальной экономики Никита Исаев. У него были серьезные планы: «Наша задача — донести до власти невозможность принятия волюнтаристских решений, — говорил он в конце октября. — Вопрос нужно поднять с медийной точки зрения на федеральный уровень. Протест, который казался делом прошлым, может затмить по своим масштабам Шиес». Напомним, 16 ноября Исаев неожиданно скончался в поезде из Тамбова в Москву, по официальной версии — из-за остановки сердца.

Строительством комбината планирует заняться компания, аффилированная с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашевым. По последним данным журнала Forbes, его состояние превышает 20 миллиардов долларов, и он занимает четвертое место в списке богатейших людей России.

Активисты, выступающие против ЦБК на Рыбинском водохранилище, часто сравнивают его с Байкальским комбинатом, закрытым в 2013 году. Он был широко известен как крупнейший источник загрязнения Байкала. Проектируемая мощность комбината на Рыбинском водохранилище в семь раз выше, чем у Байкальского ЦБК. 

Согласно отчету Greenpeace, Байкальский ЦБК «ежегодно сбрасывал около 96% сточных вод от общего объема отведенных в бассейн озера Байкал стоков в Иркутской области и основную массу загрязняющих веществ». Так, утверждают специалисты, «в 2010 году в озеро Байкал было сброшено 12 499,79 тысяч м3 недостаточно очищенных сточных вод, а в 2011 году — 26526,59 тысяч м3 недостаточно очищенных сточных вод».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.