in

«Боимся провалиться в бургерную». Жители дома рядом с мэрией Белгорода требуют расселения

Дмитрий Марунченко. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа

В центре Белгорода, в трехстах метрах от мэрии стоит дом, жители которого боятся выходить на полуразрушенные балконы и затыкают дыры в стенах тряпками, чтобы хоть как-то сохранить тепло. Двухэтажку уже неоднократно признавали аварийной, но до сих пор не снесли, несмотря на многочисленные жалобы жильцов.

Владельцы шести квартир в маленьком двухэтажном доме №21 по Гражданскому проспекту живут в постоянном страхе: они боятся, что дырявая крыша рухнут, пол вот-вот провалится либо упадет часть дома, которая уже покосилась. В здании 1952 года постройки, согласно данным сайта Дом.МинЖКХ.ру, железобетонные перекрытия и стены из смешанных материалов, но жильцы уверяют, что во время ремонта внутри помещения собственными глазами видели перекрытия из трухлявого дерева.

Бизнесмены против жильцов?

На первом этаже дома всего одна квартира – остальные помещения занимают магазины, пивная, бургерная и помещение, где когда-то располагалась кальянная. Во дворе, где нет ни детской площадки, ни асфальта, стоит нечто, напоминающее нору хоббита. Жильцы пояснили, что холм, поросший травой, с двумя деревянными дверями с одной стороны – это погреб, в котором владельцы нежилых помещений хранят продукты. По мнению жильцов, бизнес у хозяев этих помещений идет в гору, потому они не хотят лишиться недвижимости в центре города.

В 2008 году администрация Белгорода вынесла распоряжение о сносе дома и признании его аварийным. Но в 2012 году двое владельцев нежилых помещений, Алексей Мантулин и  Жанна Чефранова, обратились в Белгородский областной арбитражный суд с иском о признании распоряжения администрации незаконным. Суд встал на сторону предпринимателей. В суде представители бизнесменов указали, что в 2011 году было проведено собрание собственников, на котором они решили, что дом нужно реконструировать. Вот только владельцы квартир, прочитав решение суда, так и не смогли вспомнить о таком собрании. Также была проведена судебная экспертиза, признавшая, что износ дома составляет 46%, то есть, состояние дома удовлетворительное, а повреждения можно устранить путем текущего или капитального ремонта.

Возле дома находится старый погреб, напоминающий нору хоббита. Здесь владельцы магазинов и общепита хранят продукты. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа
Учитель года

Жильцы квартир на втором этаже опасаются, что их переселят на окраину, но в случае крайней необходимости готовы рассмотреть и такие варианты.

Дмитрий Марунченко родился и вырос в этом доме, а теперь живет здесь со своей женой и ребенком. Дмитрий работает в школе недалеко от дома и хотел бы получить квартиру в этом же районе, чтобы не бросать своих учеников: «Я – учитель математики в пятой школе. Можно, конечно, жить и не около работы, но в пределах разумного, чтобы не ездить на двух маршрутках».

В прошлом году Дмитрий победил в конкурсе «Учитель года». Диплом молодому педагогу вручал Юрий Галдун, который на тот момент был врио мэра, а недавно стал главой Белгорода. После «минуты славы» учитель, чей портрет напечатали во всех газетах, продолжает жить в развалюхе и готовиться к урокам под крики пьяных дебоширов, дерущихся во дворе. Дмитрий Марунченко и его жена Алена Каре боятся выходить на балкон, расположенный над входом в бургерную, чтобы не свалиться вместе с ним на голову посетителям заведения. Не в лучшем состоянии и другие покосившиеся балконы, из которых сыпется бетон. Как и в других квартирах, у Марунченко провисли потолки. Жильцы заявили, что причиной повреждения потолков стали протечки с крыши, больше похожей на решето.

Супруги пожаловались еще на одну проблему: во дворе собираются пьяные шумные компании, делающие жизнь владельцев квартир невыносимой. Как рассказывают жильцы, посетители пивной и бургерной на первом этаже по вечерам и ночью выходят на улицу, кричат, устраивают скандалы и справляют нужду на стены дома. А так как шумят они не в помещении, то и подать в суд на его владельца вроде бы нет оснований.

– Я хочу, чтобы моему ребенку давали спать, чтобы эту пивную закрыли! Вот она внизу прямо под нами. Я каждую ночь вызываю полицию, – жалуется Алена Каре.

Учитель года Дмитрий Марунченко с семьей. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа
Дважды аварийный

Галина Ковалик, соседка Дмитрия и Алены, рассказала, что в доме разваливается буквально все: стены покосились, в одной из них трещина, в которую можно просунуть руку, со стен падают кирпичи и штукатурка, с потолка течет, стены покрыты плесенью. Также, по словам Галины, была утечка из старой газовой трубы.

Трещина на доме. Фото: Татьяна Григорьева

Еще одна жительница дома №21, пенсионерка Татьяна Рогозина, заявила, что еще в 70-е годы заходил разговор о сносе дома, но до расселения так и не дошло. Правда, жильцы никаких документов о предстоящем сносе дома не видели. Но эксперты уже как минимум два раза вынесли официальное заключение о признании дома аварийным: в первый раз в 2008 году, а второй раз – в 2016-м. Вторую экспертизу после многочисленных жалоб жильцов заказала управляющая компания. Эксперты из ООО «ЭнергоВентПроект» в 2016 году заявили, что износ кровли превышает 60%, а также, что древесина повреждена жуками-древоточцами и обнаружено «разрушение древесины без применения усилий». Специалисты написали в заключении, что несущие строительные конструкции исчерпали свой срок службы и рекомендовали прекратить эксплуатацию здания во избежание несчастных случаев.

Потолок в квартире Татьяны Рогозиной. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа
Заключение есть – оснований нет

В том же 2016 году ООО «УК по жилью Центральная» отправила копию экспертизы в администрацию города Белгорода. Но чиновники отказались включить дом в программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Из мэрии пришел ответ, что управляющая компания не является собственником помещений, а потому нет оснований для включения в программу.

Жильцы дома, на вопрос корреспондента, по какой причине они сами не пошли в администрацию с пакетом документов, необходимым для признания дома аварийным, заявили, что уже не знают, куда и зачем нужно идти и устали от постоянных походов по инстанциям. Но если это будет необходимо, снова пойдут в мэрию.

– Только вот оригинал заключения экспертов уже находится в администрации, а у нас лишь копия. И никто не объяснил нам, что делать, как теперь быть, – сетует пенсионерка Татьяна Рогозина.

Напомним, что этот случай в Белгороде далеко не единственный. Жильцы дома №16 на Михайловском шоссе через суд добиваются признания дома аварийным, а белгородские чиновники считают, что здание бывшего общежития, где с потолка льется вода, а стены промокли изнутри и снаружи, не подлежит сносу. В похожей ситуации находятся и жители других общежитий, но переселять их никто не спешит.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.