Свердловский районный суд Перми 27 февраля приговорил к штрафу в 200 тысяч рублей экс-начальника Центра «Э» ГУ МВД России по Пермскому краю подполковника Александра Шатова за «Причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием» (часть 1 статьи 165 УК РФ) и оправдал по эпизоду мошенничества. Защита обвиняемого настаивала, что полицейский «старался примирить стороны».
Суд посчитал отягчающим вину обстоятельством совершение Шатовым преступления во время службы в полиции. Экс-начальник Центра «Э» ГУ МВД России по Пермскому краю признан виновным в обмане бывшей возлюбленной из Москвы Марины Балак с причинением ей имущественного ущерба в 1 миллион рублей. Суд при вынесении приговора учел смягчающие обстоятельства: у экс-полицейского двое малолетних детей и пошатнулось состояния здоровья, кроме того, он почти 6 месяцев был под домашним арестом.
Шапочки с помпонами
В 2017 году подруги Балак и Кузьменкова занялись производством трикотажных шапочек. Балак продала недвижимость в Москве, предоставив 4,3 миллиона рублей на покупку и доставку в Пермь трех плосковязальных, двухголовочной мотальной, помпоновой, одноголовочной шнуровязальной машин.
«Я прилетала в Пермь неоднократно. Кузьменкова возила меня в цех. Я разрабатывала дизайн, закупила натуральный мех для помпонов. В июле 2018 года я приехала в Пермь, напомнила Кузьменковой — ты говорила, что будешь давать мне отчеты. Но отчетов нет, денег ни копейки нет. Я хотела поставить в цех видеокамеры, Кузьменковой это не понравилось. Она сказала — забирай свое оборудование. Я заплатила такелажникам 45 тысяч рублей, чтобы они вывезли оборудование. Но дверь в цех им не открыли, Кузьменкова перестала отвечать на телефонные звонки», — рассказывала в суде потерпевшая.
По словам Балак, через несколько часов ей в Москву позвонил Шатов.
«Шатова знаю с 1999 года, мы поддерживали отношения до 2006 года. Шатов служил в УБОП. У меня нет к нему никакой неприязни – ни тогда, ни сейчас. Он предложил мне, что готов разрулировать наши разногласия с Кузьменковой. Ни о каком вознаграждении он тогда не говорил, — сообщила суду потерпевшая Балак. – В конце июля 2018 года Шатов мне сказал, что машина закрутилась, что надо обозначить сумму вознаграждения 10–15 процентов. Либо такие условия, либо никакие. Шатов сказал, что для розыска Кузьменковой пришлось привлекать сотрудников полиции и для слежки за ней “он приставил ноги”».
В телефоне потерпевшей сохранились записи разговоров с Шатовым: «Тебя хотели кинуть. Ты получишь деньги. Я единственный человек, кто хочет помочь тебе. Ты бы ничего от нее (Кузьменковой. – «МБХ медиа») не получила».
Предназначенные Балак три миллиона рублей Кузьменкова передала Шатову 25 октября 2018 года. Два из них он сразу перечислил Балак. А еще около миллиона перевел на две свои банковские карты, с которых в тот же день расплатился по кредиту со Сбербанком – установило следствие.
«Проживал вместе с Балак в Перми и Москве. Ездили с ней вместе к моей сестре в Израиль. В 2011 году я прекратил отношения с Балак, так как узнал об ее измене, в Москве она проживала с другим мужчиной, — рассказал подозреваемый Шатов на допросе 9 ноября 2018 года. – Считаю Кузьменкову родственницей. Она обратилась ко мне, так как знала о моих близких отношениях с Балак. Так как между Кузьменковой и Балак сложились неприязненные отношения, решил помочь. О расписке на такую сумму имелась договоренность с Балак. Она сама предложила, что напишет такую расписку. Никаких денег у Балак я не получал. Никакого ущерба Кузьменковой не причинил».
Сославшись на плохое самочувствие, задержанный отказался отвечать на вопросы следователя. Молчание продолжилось на допросах в СКР в качестве обвиняемого, а затем в качестве подсудимого в суде.
Шатов отсидел четыре дня за решеткой ИВС. Затем суд избрал мерой пресечения домашний арест, где он находился до 30 апреля 2019 года. За это время борца с молодежным экстремизмом уволили из полиции, усмотрев порочащий проступок в денежном посредничестве между двумя близкими дамами. Суды двух инстанций признали увольнение обоснованным и отказали в иске о восстановлении на службе.
«Оправдан по эпизоду мошенничества»
В приговоре, который 27 февраля 2020 года огласил судья Александр Гулин, говорится о давлении на потерпевшую Балак со стороны обвиняемого Шатова. Обман с его стороны усмотрен в сообщении заведомо ложных сведений о том, будто бывшая деловая партнерша Кузьменкова хочет «кинуть» Балак, что для слежки за Кузьменковой привлечены сотрудники полиции. Злоупотребление доверием, по мнению суда, выразилось в использовании длительного знакомства Шатова с потерпевшей и указаниях на свою службу в полиции.
Шатов признан виновным по части 1 статьи 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием»), поскольку Балак недополучила 1 миллион рублей. Суд наказал его штрафом в 280 тысяч рублей. С учетом пребывания под стражей и домашним арестом окончательный размер штрафа определен в 200 тысяч рублей. В счет его оплаты обращено взыскание на арестованный у Шатова автомобиль Volkswagen Jetta.
Одновременно Шатов оправдан по части 3 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере») – это эпизод с Кузьменковой. Сводная сестра добровольно передала ему три миллиона рублей и не имеет никаких претензий – отмечено в приговоре. За оправданным признано право на реабилитацию.