17 ноября в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь с неофициальным визитом приезжал Владимир Путин. Ради главы государства 545-летний памятник культурного наследия закрыли на несколько часов и не пускали на молитву даже паломников из других городов.
В монастыре Путин не только беседовал с митрополитом Тихоном Шевкуновым, но и посещал пещеры, которые монахи называют «Богом зданными». Это большое монастырское кладбище, где покоятся от 10 до 14 тысяч человек, некоторые из них признаны святыми. Ежедневно туда приходят десятки туристов, но они, как и Путин, вряд ли знают, что подвергали себя смертельной опасности. Летом 2018 года инженеры-геодезисты предупредили, что некоторые участки склона находятся в аварийном состоянии и могут обвалиться. Причина – в плохой системе водоотведения, избыточных осадках и большем количестве паломников. По словам местного духовенства, последний раз пещеры укреплялись кирпичами в 1903 году перед приездом императора Николая II. Эксперты отмечают, что своды пещер уже периодически осыпаются, но монахи считают, что песчаная порода достаточно тверда и продолжают водить туда гостей обители.
«Обязательно дотроньтесь до гроба»
«Тут за иконой стоят около 500 гробов. Когда нижние прогнивают и оседают, сверху освобождается место для свежих. Они ставятся друг на дружку, никак не подписываются и не маркируются – это братское кладбище. Конкретно здесь монахов хоронили с 1700 по 2006 годы», – спокойно рассказывает монах. Он не представляется и не любит, когда туристы задают много вопросов – лишние беседы с мирянами здесь никогда не приветствовались.
Захоронения в пещерах повсюду, но в общей «могиле» хоронят только простых монахов и тех, кто, как бывший настоятель обители архимандрит Тихон (Секретарев), из-за смирения специально попросил «бросить свое тело ко всем». Для старцев, наиболее уважаемых священников высокого чина, как правило, часто обладающих даром предсказания или изгнания бесов – обычно делают отдельные ниши. «Вы до гроба-то дотроньтесь, прислонитесь обязательно. Глубже руку засунуть нужно», – учит монах. В стенах рядом с нишами проделаны специальные отверстия. Якобы если, помолясь, потрогать гроб (или то, что от него осталось с течением времени), то его обладатель с того света поможет решить проблему. Гробов в местах, где останавливаются экскурсии, много и набожные туристы тщательно тянутся к каждой могиле. «Я достал, достал до него!», – радуется рядом шестнадцатилетний подросток. Монах в ответ улыбается.
У каждой ниши в стене установлены надгробия – керамиды, датированные XVI-XVIII веками. В декабре 1974 года Совет Министров РСФСР внес их в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Монахи, правда, считают пещеры и керамиды исключительно своими. «Это не государственное, а исключительно наше действующее кладбище. Мы его содержим», – говорят служители, но признаются, что периодически пользуются услугами санкт-петербургских инженеров-геологов.
В пещере темно, но пользоваться фонарем отчего-то можно только монаху. Всем остальным нельзя доставать ни телефон, ни фотоаппарат. Есть маленькие свечи, которые можно приобрести за пожертвование, но коридоры здесь узкие и шанс подпалить ими ближнего своего весьма высок. Стены пещер бежевые с красно-рыжими разводами, встречаются черно-зеленые вкрапления – это песчаник. Их трогать нельзя, но туристы не слушаются и пытаются набрать себе в ладонь горсти песка. Тот в некоторых местах сыпется легко – достаточно провести ладонью по стене. Под ногами песка намного больше, но оттуда берут лишь закаленные верующие. Они считают его целебным, в местной церковной лавке продаются даже иконы с вставкой «со святым песочком».
«В 1473 году здесь, рядом, был выкопан и освящен Успенский храм. Это пещерная церковь, а с того года теперь официально отсчитывается история монастыря», – продолжает монах.
Пара туристов оглядывается вокруг, упирается в песчаный потолок и осторожно спрашивает: «А тут обвалов не бывает? Пещеры укрепляют как-нибудь?»
«Да это ж природный песчаник. К приезду царя Николая II в 1903 году укрепления делались: кирпич укладывался под сводом. Ну, конечно, они осыпаются иногда, но это твердая очень порода, – отвечает монах и, видя, что вопрошающие не успокаиваются, чуть позже продолжает. – Есть явления, которые нам в любом случае не постичь. Господь иногда приоткрывает что-то по мере нашего продвижения к нему, но все равно мы до конца постичь этого не можем».
Главная непостижимая тайна пещер, по мнению священнослужителей, – отсутствие в них запаха тления. «Даже, если тело уже начало издавать запах, то здесь он исчезает. А все остальное пахнет, вот цветы понюхайте, они тут месяцами не вянут», – предлагает монах. Он рассказывает, что при Хрущеве сюда присылали специальную научную комиссию, которая якобы не смогла объяснить феномен, и результаты исследований публиковать не стали.
«При большом количестве людей наблюдаются подвижки грунта»
Туристов в пещерах водят по избранным «улицам», остальные закрыты решетками и замками. Экскурсии могут проводить только монахи по предварительной записи. Ограничения объясняют необходимостью оберегать температурный режим. Уверяют, что пещеры сохраняются в безопасном для посетителей состоянии в том числе и потому, что температура там постоянно поддерживается на уровне 10 градусов тепла. При этом специалисты санкт-петербургской компании ООО «ПодземСтройРеконструкция» (специализируется на инженерно-геодезических изысканиях, лицензию на работу с объектами культурного наследия получила от Минкульта. – «МБХ медиа»), которые, по нашим данным, обследовали пещеры летом 2018 года, сообщают, что в отдельные периоды температура воздуха в пещерах достигает +14 ℃. При этом для безопасного состояния необходимо, чтобы она не превышала +5 ℃.
В своем итоговом заключении (есть в распоряжении «МБХ медиа») эксперты отмечают, что в кирпичной кладке сводов пещер и стен, закрывающих ниши, уже появлялись трещины. Они произошли из-за подвижек грунта от большого количества посетителей.
Над пещерами и выкопанным в них Успенским собором находится «Святая горка» – это своеобразный сад монастыря, где растут ягодные кустарники и плодовые деревья. В зоне над пещерами высажен газон, рядом с которым установлен фонтан, разнообразные водонесущие коммуникации также расположены по всему периметру горки. В зоне их стыков часто происходят утечки, — пишут специалисты в своем исследовании, — негерметична и сама чаша фонтана, а на участке «Святой горки» выше Успенского пещерного храма и вовсе отсутствует организованная система водоотвода. Из-за этого грунт становится переувлажненным, в нем меняется теплопроводность, подпорные стены северного склона регулярно замокают, что, по мнению инженеров-геодезистов, приводит к снижению устойчивости оползневого склона, разрушению песчаников и изменению микроклимата в пещерах.
Это серьезная угроза для «Богом зданных» пещер, песчаники в зоне сводов и так переувлажнены. «Сам песчаник состоит из песка средней крупности, который сцементирован карбонатным цементом. Последний непрочен, порода легко разрушается руками. При избыточном увлажнении связь карбонатного цемента с песчаным грунтом еще больше ослабевает. Порода становится несвязной – как следствие появляются песчаные завалы, песчаный материал в сводах осыпается», — пишут эксперты.
Сейчас, по данным обследовавших монастырь экспертов, подпорные стены северного склона находятся в ограниченно-работоспособном или аварийном состоянии, в них есть трещины и заметные отклонения от вертикали. Это означает, что с нагрузкой они уже не справляются, и при очередном обводнении склона может произойти внезапное обрушение и грунт вывалится в зону скопления людей.
В подпорных стенах западного и восточного склона с каждым годом также появляется все больше и больше трещин. Инженеры-геодезисты настаивают: если их не усилить или не заменить, остальные поверхностные укрепления от оползней не защитят. При этом именно устойчивость склонов – основное условие для сохранности пещер.
Некоторые пещеры монахи используют для хозяйственных нужд, в том числе для хранения продуктов. В этой зоне уже были оползни, после чего насельники монастыря установили подпорную стену. Но та не имеет дренажных отверстий, соответственно, все поверхностные и грунтовые воды скапливаются над этими, так называемыми «овощными» пещерами, частично проникают в них и постепенно разрушают.
О том, что угроза оползней реальна, свидетельствуют и деревья: их стволы на склонах сильно искривлены. Бетонные столбы лестницы, которая расположена недалеко от Михайловского собора, еще более красноречивы: отдельные ее элементы просто заваливаются. Здесь ситуация усугубляется еще и тем, что монахи недавно вырубили высаженные вдоль восточного склона деревья, а те обеспечивали ему дополнительную устойчивость. Та же проблема возникла и у склонов, примыкающих к окружным стенам монастыря. Там иноки также решили улучшить ландшафт, вырубили множество деревьев, что спровоцировало оползни. Обследовавшие монастырь эксперты считают, что дальнейшее формирование и расширение оползня будет представлять угрозу крепостной стене и построенному еще в XVI веке Никольскому храму.
Экскурсии не отменяются
Специалисты ООО «ПодземСтройРеконструкция» называют ситуацию острой и предупреждают, что могут начаться обвалы. Они настаивают на том, что для сохранения пещер и монастыря в целом необходимо выполнить инженерно-геологические, геодезические и геофизические изыскания на всей территории обители, разработать план противооползневых и противоэрозийных мероприятий, организовать автоматический и инструментальный мониторинг пещер. Примерная стоимость таких работ может составить более 15 миллионов рублей.
Ансамбль Псково-Печерского монастыря, в том числе и керамиды в пещерах, входят в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Формально контролировать их состояние должен и Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного значения. По данным источников «МБХ медиа», чиновники тесно сотрудничают с монастырем и реагируют на его обращения, связанные с вопросами ремонта и перестроек, а также на тревожные сигналы местных жителей – в этом случае организуется внеплановая проверка. Но председатель комитета Елена Яковлева не смогла прокомментировать ситуацию.
В самой Псковской митрополии, которой по церковной иерархии подчиняется монастырь, о предаварийном состоянии объектов Псково-Печерской обители знали давно. В 2013 году после затяжных летних ливней информация и вовсе вышла в публичное поле. «Ливнем обрушило стены монастыря», – сообщала местная «Комсомольская правда». По словам монахов, провалы в стене недалеко от пещер тогда оперативно заделали. В 2018 году исследовательские работы, «ПодземСтройРеконструкции» выполнялись по поручению нового митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Заключение с предупреждением о возможности обвалов в зоне скопления людей, по нашей информации, поступило в Псковскую митрополию в сентябре. После этого монастырь продолжал принимать туристов в штатном режиме, экскурсии в пещеры также не отменялись.